Конструктор классного часа

09.11.2024 0 Автор Julia Gulevich

Два варианта классных часов, поскольку

Цель 7, 10 классов:

Познакомить детей (если класс только укомплектован, есть новые ученики).

Цель 8, 9, 11 классов: 

Почувствовать принадлежность к группе, сплотиться.

Задача классного часа в школе – это создание таких отношений в коллективе, где каждый человек сможет проявить себя максимально в сотрудничестве с другими.

В начале классных часов или, наоборот, в конце предложите каждому поделиться своей эмоцией в виде смайлика в группе в том мессенджере, где вы обычно ведете переписку (например, СФЕРУМ))), чтобы понять настрой и эмоциональное состояние класса. Для особо непонятных emoji или «шутников» можно попросить объяснить свой смайлик.

Игры на знакомство или сплочение предполагают позицию в кругу или свободную рассадку по всему классу (например, «знакомство»).

Для основной работы же потребуется элемент жеребьевки в виде любого выбранного вами варианта – цветные бумажки, выбор одной из фигур (можно взять за основу психологический тест для 9, 11 классов).

Вступительное слово (меняем под свой класс):

Учитель либо зачитывает стихотворение, либо дети во время речи читают его самостоятельно.

День знаний — это праздник всей страны!

Когда все школы двери открывают,

И всюду смех счастливый детворы,

И клёны в красном в школах всех встречают,

Я поздравляю каждого из нас 

С прекрасным праздником осенним и желаю,

Чтоб стал прекрасным стартом в жизни класс,

В котором осенью учиться начинаем.

Здравствуйте! Совершенно незаметно пролетело-промчалось лето… Наступила осень – время тёплых свитеров, пледов, хороших книг и приятных воспоминаний. И, конечно, время наступления нового года, года учёбы, который закончится для вас государственной итоговой аттестацией и вторым в жизни документом об образовании…Но это – перспектива, пусть и недалёкая. А сегодня мы собрались, для того чтобы снова ощутить себя классом, дружным и сплочённым. Ведь это, правда, о нас? Или не те эпитеты я подобрала?

 (Можно попросить ребят назвать еще эпитеты, относящиеся к классу / для новых классов – подобрать эпитеты себе, любимому).

Интерактив

Классный час для 7, 10 классов

Интерактивные игры для знакомства (Варианты)

Цели:

  • Запомнить имена
  • Узнать больше друг о друге
  • Наладить общение

Имя и движение

  • Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело и посмеяться.
  • Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).
  • Анализ упражнения:

— Чьи имена тебе было легко запомнить?

— Чьи имена ты забывал?

— Чьи движения тебе понравились больше других?

— Знаешь ли ты, что означает твое имя или фамилия?

(рефлексию можно провести устно, на листочках или тетрадях, в конце классного часа или просто опустить в праздничный день)

Знакомство

  • Цели: Это игра направлена на развитие партнерских взаимоотношений. Это прекрасная игра для начала совместной работы. Вы можете через сравнительно большие промежутки времени повторять эту игру с иным заданием — попросите детей выяснить, что нового появилось в жизни его партнера за время, прошедшее с предыдущей беседы.
  • Инструкция: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того одноклассника, которого вы хуже всего знаете… Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер… Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями… (3-10 минут.)

А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит классу своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи (можно не класть))) и расскажите все, что смогли запомнить.

В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.

• Анализ упражнения в виде анкеты или обсуждения

— Понравились ли тебе вопросы твоего партнера?

— Твой партнер на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?

— Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?

— Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?

— О ком из остальных детей ты узнал что-то интересное для тебя?

Классный час для 8, 9, 11 классов

Цель: Развитие навыков Soft Skills (Коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений, эмоциональный интеллект, навыки критического мышления, решения задач, работа в команде, принятие решений, мотивирование)

Вводное слово учителя

Варианты интерактива:

Имя и движение(вариант для почти не знакомых классов)

• Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело и посмеяться.

• Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас подумает, что ему болше всего нравится в лете, будет называть это и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа повторяет названный плюс и повторяет движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).

• Анализ упражнения:

— Какое занятие оказалось самым необычным?

—  Чьи движения тебе понравились больше других?

Тренинг (Психогеометрический тест) для более «строгих классов»

Взгляните на фигуры (см.рисунок). Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: «Это — я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1. Теперь проработайте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место — это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. (ответы на слайдах и в приложении)

Для тех классов, где с юмором все нормально, можно провести тренинг «Ужасный секрет»

«Ужасный секрет»

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе или о своем лете, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая часть упражнения заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно один круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один узнал, что «мы храпим», что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят: «И мы никогда никому ничего не скажем!»

Основная часть

Учитель

Сегодня нас собрала гимназия №17, мы находимся в своём кабинете в кругу своих одноклассников. И вы это теперь еще раз почувствовали.
А теперь проверим, насколько вы готовы к школьным будням.

Сколько примерно окон в коридорах нашей школы?

Сколько предметов вы изучаете в 8/9/10/11 классе?

Сколько ступенек на школьном крыльце?

Какого цвета платье было на директоре Нине Демьяновне на линейке?

Цвет глаз вашего классного руководителя (закройте глаза)?

Цвет стен в столовой?

Как зовут завхоза школы?

Очень внимательно! А теперь посмотрим, насколько вы сохранили свою логику за лето.

Надеюсь, все слышали об игре «Где логика?». Это единственная игра, где 2*2 может равняться пяти, если вы сможете это логично доказать. Для этой игры нам потребуется поделиться на команды… Но сделать нам это нужно нелогично, поэтому мы (варианты): вытянем жетоны / поделимся по алфавиту / другой способ.

Итак, поприветствуйте своих членов команды. Для начала нам нужно подготовиться к первому раунду «Найди общее» и (два варианта на выбор)

  1. составить список из 10 общих вещей

Оснащение: листы А4, фломастеры или карандаши на группу.

Самый безобидный пример: «Все в этой команде: родились в России, знают минимум 2 языка, смотрели «Гарри Поттера», не любят точки в конце предложения в переписке, хотя бы раз в жизни занимались своими делами во время уроков…».    

  • Поиграть в Друдлы. Слышали о них?

А теперь приступим к самой игре. Правила простые – 3 раунда, за каждый верный ответ после первой открытой картинки вам дается 30 баллов. После второй – 20, после третьей – 10. Если вы дали неверный ответ, но логично его объяснили, вы также получаете 10 баллов. Все честно! Чтобы ответить, представитель команды поднимает руку.

  1. 1) Химия в отношениях, 2) сериал «Во все тяжкие», 3) учитель химии Епанчинцева АВ
  2. 1) Мать-и-мачеха (просто название похоже)), 2) таблица синусов, косинусов и пр., 3) просто мем
  3. 1) Кондратьева Анжелика, бывший президент, 2) Бычкова Саша, нынешний, 3) Путин ВВ постоянный
  4. 1) Символ олимпиады 2024 в Париже (последний клик открывает скрытую эмблему), 2) Символ Локомотива Волейбольного клуба, 3) Талисман Шкозетки Шкозёнок (Можно дать доп баллы кто назовет всех)

Школоребусы. Для первого вам пригодится знание иностранных языков

  1. 1) я по-английский I (ай), 2) чай по-английски tea (ти), 3) куб по-английски тоже куб)) Айти куб

Заключительная часть, рефлексия

А теперь давайте поговорим серьезно.

Впереди у вас1 год.

(Слайд с листиками) Время обладает одной отличительной особенностью — его нельзя вернуть. Никакие действия не помогут Вам возвратить обратно как счастливые моменты из своей жизни, так и напрасно потраченные дни. Следовательно, каждому из нас необходимо определиться со всеми жизненными приоритетами, и постараться расходовать своё личное время только на хороших людей, полезные дела, а также на добрые поступки, которые будут благоприятно влиять не только на наш внутренний мир, но и на жизнь других людей.

(Следующий слайд) Сегодня, здесь и сейчас. Эти понятия мы используем, когда говорим о настоящем. Сегодня нас собрала школа, мы находимся в своём кабинете в кругу своих одноклассников, надеюсь, друзей. Сегодня старт нового года, успешного и теплого, как это лето.

И будут с вами ваши друзья или просто ваши одноклассники, зависит, конечно, только от вас самих.

Создать благожелательную и дружескую обстановку в классе, как и в любом обществе дело довольно сложное. Что для этого нужно?

Нужно соблюдать законы и правила, которые позволят жить дружно и интересно.

(Следующий слайд) С кем вы столько времени хотите быть рядом: со школьным другом или с человеком, который никогда не придет на помощь, не спросит: «Как дела?», не подскажет на уроке, не поговорит с тобой на перемене?» Конечно, ответ ясен — с другом.

Оглянитесь, нас 25 человек. И каждый хочет, чтобы у него был друг. Нет такого человека, который смог бы всю жизнь прожить один. Золотые слова написал когда-то Уильям Шекспир.

За столько времени ценность дружбы не изменилась. Действительно, дружба – понятие вечное. А школьная дружба – тем более!  Нам повезло: у каждого из нас в классе может быть 17 друзей. И это прекрасно!

А закончим мы вкушением эликсира внимания и памяти. Этим эликсиром может быть конфетка. Это как бы укрепляет память и внимание.

Приложение 1               

Психогеометрический тест, ответы

«КВАДРАТ» (ТРУЖЕНИК).

Выбирающие в качестве предпочитаемой фигуры квадрат, относятся к «левополушарным» мыслителям (аналитический склад ума). «Квадрату» легче «вычислить» результат, перерабатывая данные в логической форме, чем интуитивно догадываться о нем. Выносливость, терпение и методичность делают его высококлассным специалистом в области обработки и систематизации информации. «Квадрат» любит раз и навсегда заведенный порядок: он консервативен, предпочитает работу с определенным, однажды заведенным правилом и с конкретно поставленной задачей. Ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий. Он упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя, обладает практическим складом ума, деловитостью и упорством.

«Квадраты» могут стать отличными администраторами или исполнителями. Однако чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает их оперативности, что негативно сказывается на организаторских способностях и управленческих профессиях. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают «Квадратам» быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Предпочтительны профессии в сфере: «ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА», например, такие, как машинопись, бухгалтерия, экономика, статистика. Кроме того, «Квадрат» хорошо проявляет себя в нотариальной деятельности и программировании.

ТРЕУГОЛЬНИК (РУКОВОДИТЕЛЬ).

Характерная особенность «Треугольника» — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые люди с сильным волевым началом. Они, так же как и «Квадраты», являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако, в противоположность «Квадратам», которые ориентированы на детали, «Треугольники» способны сосредотачиваться на главном, на сути проблемы. Сильно развитая прагматическая ориентация направляет их мыслительный анализ на поиск наиболее эффективного в данных условиях решения проблемы. «Треугольник» отдает предпочтение занятиям, требующим сообразительности, ловкости, физической силы.

Из «Треугольников» могут получиться великолепные менеджеры самого высокого уровня. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству

значимость собственной работы и работы своих подчиненных, чувствуют выгодное дело, могут идти напролом к достижению своей цели несмотря ни на какие препятствия. Это неутомимые бойцы, для которых дух конкурентности, соревновательности и азарта является привычной стихией. Они относятся к трудоголикам и поэтому находятся в постоянном напряжении. Основной недостаток

«треугольников» — сильный эгоцентризм, независимость от моральных норм.

Предпочтительны профессии в сфере: «ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА», например, такие, как механик, электрик, инженер, агроном, фотограф, чертежник, закройщик, водитель автобуса, а также профессии, связанные с принятием решений и передачей деловой информации.

ПРЯМОУГОЛЬНИК (Переходный тип).

• «Прямоугольник» — это тип личности, характеризующийся лабильностью настроений, неуверенностью в выборах и является промежуточным, переходным вариантом. Основные черты характера этого типа — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему. Им нравится работать с животными, они любят ухаживать за растениями, трепетно относятся ко всему живому. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. К любой работе стараются подойти творчески, не признают авторитетов, стараются находить собственные нестандартные решения. В то же время их постоянным спутником является хаос, неразбериха, беспорядок. Часто обращают на себя внимание неуклюжим поведением, нервными и вегетативными реакциями, которые отражают их внутреннее состояние. Их отличает непунктуальность, склонность к избеганию прямых конфликтов, язвительность и раздражительность. «Прямоугольник» — это непредсказуемый сумасброд, находящийся в постоянном стрессе. Слабой стороной личностей этого типа является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность; такие люди легко становятся жертвами манипуляций.

• Для «Прямоугольников» наиболее предпочтительна профессиональная среда в сфере «ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА», например, профессии зоолога, эколога, гидролога, археолога, метеоролога и др. В то же время они могут быть эффективны в реализации такой профессиональной деятельности, как конструктор, редактор научного журнала, работник музея.

КРУГ (КОММУНИКАТОР).

Коммуникаторы среди всех фигур, потому что они лучшие слушатели. Они те, кто уверенно выбирает круг в качестве наиболее предпочитаемой фигуры, искренне заинтересованы, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для «Круга» — люди, их благополучие. Он является связующим звеном коллектива, скрепляет и стабилизирует ту группу, в которой находится. «Круги» —

самые лучшие обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг тонко ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную.

К основным чертам характера «Кругов» можно смели отнести гуманность, социальность, умение разбираться в людях. Они достаточно активны как в профессиональной, так и в общественной деятельности, легко приспосабливаются к людям, в общении проявляют гибкость, готовность идти на компромисс. В то же время «Круг» из-за своей социальной направленности в ущерб деловым вопросам  пытается угодить всем и каждому, сохранить мир и дружеские отношения. «Круг» не отличается решительностью, легко внушаем, его нетрудно уговорить, переубедить в чем-либо.

По своему стилю «Круги» относятся к «правополушарным», их мышление отличается образностью, интуицией, интегративностью. Главная черта этого стиля — ориентация на субъективные факторы проблемы (оценки, чувства) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Наиболее предпочтительными для «Круга» являются профессии в сфере «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК» В эту категорию входят: врач, учитель, воспитатель, психолог, социолог, консультант в торговой деятельности и многие другие.

ЗИГЗАГ (ГЕНЕРАТОР)

• Эта фигура символизирует в человеке креативность, способность к творчеству, т. е. генерации новых идей, развитую интуицию. Доминирующим стилем мышления «Зигзагов» является синтетический стиль: они относятся к «правополушарным» мыслителям. Они не фиксируются на деталях, а строят сразу целостные, гармоничные концепции и образы.

• Стихия «Зигзага» — это комбинирование абсолютно разных, несхожих по своему содержанию идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. «Зигзаги» склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них неприемлемы рутина, шаблон, правила и инструкции. Они устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так жереален, как мир вещей для остальных людей. «Зигзаги» честолюбивы; основная цель их жизни — самовыражение.

• «Зигзаг» по натуре очень эмоционален, чувствителен и раним. Отличается исключительной способностью к восприятию, имеет развитое эстетическое чувство и вкус. Однако недостаточный самоконтроль часто приводит к тому, что «Зигзаг» сначала совершает поступок и только потом думает, стоило ли это делать. Соответственно, «Зигзагу» не подходят занятия, требующие точности, математических способностей, физической силы.

Предпочтительной для «Зигзагов» является профессиональная сфера: «ЧЕЛОВЕК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ», т.е. занятия творческого характера: музицирование, живопись, литература, фотография. Возможные профессии: переводчик художественной литературы, карикатурист, художник по металлу (керамике), писатель, поэт, журналист, режиссер, актер, архитектор, дирижер, декоратор и т. д.