Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности учителя МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» Гулевич Юлии Николаевны.
- ВВЕДЕНИЕ
- МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
- УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
- РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Я, Гулевич Юлия Николаевна, 1987 года рождения, имею высшее педагогическое образование. 10.06.2009г. окончила ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по специальности «Иностранный (английский) язык». Квалификация по диплому: «учитель иностранного (английского) языка». Работаю в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» с 2010 года. Мой педагогический стаж составляет 8 лет, имею первую квалификационную категорию (дата присвоения — 21.06.2013г.). За время своей трудовой деятельности работала в 1-11 классах МБОУ «Информационно-экономический лицей» и МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17».
В данном самоанализе педагогической деятельности я попытаюсь проанализировать состояние и результаты своей учебно-воспитательной работы за период преподавания английского языка в 1-11 классах в гимназии №17 за последние 5 лет. А так же определить пути дальнейшего профессионального развития и совершенствования обучения и воспитания учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочие программы
Преподаю английский язык в среднем и старшем звене (5-11 классы) на базовом и профильном уровне. Рабочие программы для базового курса обучения английскому языку составлены на основе ФГОС с учетом примерных образовательных программ основного общего образования. Основной УМК, используемый в работе: Ю.А. Комарова, И.В.Ларионова, К. Гренджер. Английский язык. Издательство «Русское слово и MacMillan», 2014 г. Москва.Рабочие программы для базового курса обучения английскому языку в 9-11 классах составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта первого поколения (2004 г.) на основе Примерной программы среднего (полного) образования по английскому языку, рекомендованной Департаментом среднего (полного) образования МОРФ по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»).
В качестве дополнительных пособий использую:
- компоненты УМК “Fly High”, “Top Secret”, “Activate!”, “Choices”, “Discover English” издательства Pearson;
- различные словари издательств Longman, Oxford, Macmillan, в том числе онлайн-словари;
- энциклопедии по лингвистике и научные сборники статей на тему когнитивной лингвистики “для подготовки к научно-практическим конференциям и конкурсам проектов;
- различные видео- и аудиоресурсы;
- собственные разработки уроков и отдельных заданий;
- электронные формы учебников издательств «Вентана-Граф» и «Просвещение»;
- адаптированную и неадаптированную художественную литературу;
- журналы для изучающих английский язык “SpeakOut” и “SpeakEnglish”.
Наша гимназия является экспериментальной площадкой по апробированию УМК «Английский язык» (2-11 классы) издательств «Русское слово» и «Macmillan» под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и др.
Профильное обучение в МБОУ гимназии №17 направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории: обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников; устанавливается равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями; обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, выпускники школы более эффективно готовятся к освоению программ высшего образования.
Задачи обучения английскому языку на углубленном уровне:
- создать условия, обеспечивающие высокий уровень владения учащимися всеми видами речевой деятельности, развитие их иноязычного межкультурного общения, а также совершенствование их билингвистических способностей, учитывая личностные особенности учащихся;
- совершенствовать знания в области лексики и грамматики английского языка;
- продолжать развитие умений и навыков в аудировании, говорении, чтении и письме;
- развивать языковую догадку, умения наблюдать факты языка, делать сопоставления и обобщения;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся по овладению иностранным языком.
Ресурсное обеспечение
Английский язык является особым предметом для изучения в школе, ведь на уроках учащиеся погружаются в атмосферу общения на другом, новом и подчас сложном языке. Несомненно, психологический компонент является неотъемлемой частью процесса обучения. Поэтому для достижения отличных результатов в обучении, а также для создания необходимого эмоционального тона урока я как учитель всегда стремлюсь к поддержанию иноязычной обстановки наряду с комфортной атмосферой в моем кабинете. Учащиеся моих классов и не только активно помогают мне в этом. Силами учеников нашей гимназии в кабинете иностранного языка создана целая галерея сменяющихся тематических плакатов, календарей, таблиц и просто интересной и полезной информации о традициях и культуре, а главное – о современном состоянии английского языка и важнейших юбилеях Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии и других англоговорящих стран.
Материально-техническую базу кабинета английского языка, в котором я работаю, составляют:
- Компьютер, проектор, интерактивная доска (SmartBoard) в кабинете. Данное ресурсное обеспечение позволяет использовать информационные технологии.
- Мобильный Интернет-класс на 18 человек со свободным выходом в Интернет.
- Мультимедийные компьютерные программы (к дополнительным УМК имеется электронное сопровождение).
- Словари, энциклопедии, учебные пособия, в том числе их электронные издания.
- Документ-камера. Данное ресурсное «новшество» в моем кабинете служит для выполнения множества задач: презентации плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке, контроля учителя, взаимоконтроля учащихся, демонстрации итогов работы, фиксирования результатов деятельности и сохранения их для дальнейшего анализа или иного использования.
- Комплекты дидактических материалов:
-
- презентации по темам, составленные учителем в программах SmartNotebook, HotPotatoes, MicrosoftPowerPoint, VideoMovieMaker;
- поиск и представление информации учащимися с помощью ИКТ;
- проектная деятельность учащихся, организованная с использованием дистанционных образовательных ресурсов, таких как «Телешкола», а также возможностей облачных Интернет-технологий «Google» и социальных сетей и мини-блогов, таких как twitter.com.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Каждый раз передо мной стоит выбор новых способов подачи содержания материала, выбор методов и приемов. Это условие диктует нам изменения в современном обществе, которые оказывают влияние на ситуацию в сфере образования, главное — это ускорение темпов его развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний, от нынешних школьников требуется другое: освоение и использование умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Основой своего жизненного и профессионального кредо я считаю слова основоположника педагогики А. Дистервега, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием». Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке это желание, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться. И в этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, по её мнению, на первый план выступает умение учить детей анализу своей собственной деятельности, подведению итогов своей учебной работы.
В условиях современного общества, когда информация становится все более доступной, на первый план выходит формирование и развитие компетенций обучающихся, а не только получение знаний. Согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны не только заучивать и воспроизводить готовую информацию, но и осваивать методы ее получения, осмысления и применения, анализировать и синтезировать, аргументировать свою точку зрения и предлагать собственное творческое решение поставленной проблемы.
Цель и задачи обучения английскому языку
Исходя из собственного самоанализа учителя английского языка, основное назначение обучения иностранному языку состоит в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, практическое овладение иностранным языком. Иными словами, происходит формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. По ФГОС, на этапе основного общего образования это должно выражаться в расширении и систематизации знаний о языке, расширении лингвистического кругозора и лексического запаса, в овладении общей речевой культурой.
Исходя из этого, основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования и развития многогранной творческой личности как в рамках современного урока английского языка, так и через внеурочную деятельность, а также развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить целый комплекс задач.
Общеобразовательные:
- расширять эрудицию детей, их лингвистический и общий кругозор;
- формировать устойчивый интерес обучающихся к обучению с помощью чередования различных форм урока (урок-путешествие, театрализованный урок, урок-праздник, урок-игра, дискуссия, круглый стол, семинар и другие) и их вовлечения во внеурочную деятельность.
Развивающие:
- совершенствовать у учащихся все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо);
- развивать критическое и творческое мышление, память;
- развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться;
- содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной деятельности;
- развивать логические операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация).
Воспитательные:
- воспитывать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения поставленных целей и задач;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к самообразованию;
- формировать толерантное отношение к культуре других стран;
- воспитывать патриотическое отношение к культуре родной страны.
В соответствии с целью обучения иностранным языкам в школе и на разных этапах мной используются разнообразных педагогические технологии. Это и разноуровневое обучение, и совместное (cooperativelearning), и использование информационно-коммуникационных технологий, и всеми любимая технология развития критического мышления.
Проблема обучения иностранному языку и пути решения
Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.
При составлении плана (конструктора) урока я как учитель, как правило, в первую очередь, набираю необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем передо мной встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.
В своей работе я использую современные технологии и методы – технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, смешанное обучение, метод проектов, интегрированное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, театрализация, дискуссии и другие. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Обучение в сотрудничестве (CooperativeLearning)
Учитывая особенности возраста детей, которых я обучаю английскому языку, применение данной технологии становится наиболее актуальным, ведь работая в команде со своими одноклассниками, ребята чувствуют поддержку. На своих уроках я пользуюсь такими формами обучения в сотрудничестве: обучение чтению по методу “Jigsaw” («Пила»), обучение в команде (StudentTeamLearning).
Здоровьесберегающие технологии
Одна из приоритетных задач образования сегодня – сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор таких приемов преподавания, которые бы соответствовали возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье. В связи с этим необходимо соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.
При подготовке к уроку особое внимание уделяю психофизиологическим особенностям возраста ребенка. Так, например, в 5-6 классах заостряю внимание на то, что сложный учебный материал ребенку легче постигнуть в виде игры. Поэтому в процессе обучения школьников этой возрастной группы в урок включаю больше игровых элементов, физкультминутки, гимнастику для глаз и пальчиковая гимнастика для снятия мышечного напряжения во время письма.
Для учащихся более старшего возраста стараюсь выстроить урок с чередующимися видами деятельности и режимами работы (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный).
В любом возрасте очень полезно проводить релаксирующую зарядку под спокойную музыку. Кроме того, я использую песни при обучении английскому языку. Они способствуют лучшему усвоению лексики и грамматики и создают положительный психоэмоциональный фон на уроке.
Информационно-коммуникационные технологии
В своей работе я использую ИКТ технологии:
- Компьютер, смарт-доска;
- Интернет ресурсы (дистанционное обучение, онлайн-словари, образовательные сайты, видеоматериалы);
- Электронные формы учебников.
Я вижу важное преимущество применения данных ИКТ в развитии информационно-коммуникационной компетенции обучающихся, в повышении уровня учебной мотивации, а также в возможности индивидуализировать процесс обучения.
Данные технологии, методы и приемы приводят к следующим результатам:
- Учащиеся активно вовлечены в деятельность на уроке, сотрудничают друг с другом в парах и в малых группах, не боятся обращаться за помощью к учителю;
- Развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, языковая, учебно-познавательная, общекультурная;
- Развивается критическое мышление обучающихся, они умеют грамотно анализировать и синтезировать информацию, не боятся оценивать и выражать свою точку зрениясредствами английского языка.
В своей педагогической деятельности я применяю различные виды и формы контроля.
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Формы контроля:
Устные | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, семинар |
Письменные | Контрольная работа, тестирование, диктанты и диктовки |
Само- и взаимоконтроль | Взаимоопрос, самоконтроль, парный контроль |
Игровые (носят соревновательный характер) | Викторина, семинар с включением игровых элементов, «немой урок», игра “Jeopardy” |
Однако из-за того, что в соответствии с новыми стандартами образования (ФГОС) компетенции формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, возникает необходимость использования такого вида деятельности, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой. И особое место среди таких методов занимает проектная технология.
На уроках английского языка важную роль я отвожу организации проектно-исследовательской деятельности с использованием дистанционных образовательных ресурсов, таких как «Телешкола», облачных Интернет-технологий «Google», электронных форм учебника (ЭФУ), социальных сетей и мини-блогов.
Актуальность данной темы обусловлена не только тем, что в силу своей дидактической сущности проектная технология позволяет решать такие задачи, как развитие творческих возможностей учащихся, развитие всевозможных вышеупомянутых умений, но и возрастающим интересом и необходимостью развития такой системы, как дистанционное образование.
С проектной деятельностью ученики знакомятся еще в начальной школе, однако там она носит шаблонный характер, хоть и учит их развивать исследовательские умения (выявление проблемы, постановка цели и задач, построение гипотез, обобщение и пр.). Начиная с пятого класса, я активно привлекаю учеников к самостоятельной подготовке проектов, в ходе которой они могли бы пользоваться приобретенным знанием. Новизна дистанционного подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту, а учителю предоставляется уникальный шанс при каждом удобном для него случае помогать, направлять, контролировать деятельность своих подопечных.
По характеру конечного продукта проектной деятельности на уроках иностранного языка в моих подгруппах ученики защищают следующие виды проектов (в соответствии с классификацией Н.Ф. Коряковцевой):
- Конструктивно-практические проекты. Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разработка ситуации общения.
- Игровые / ролевые проекты. Разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы.
- Информационные и исследовательские проекты. «Русский язык и его использование в качестве средства международного общения», «Особенности поведения англичан в различных ситуациях общения».
- Проекты конкретного социологического обследования (surveyproject). Например, «Использование английского языка в России».
- Издательские проекты. Например, заметка в газету.
- Сценарные проекты. Например, «Программа вечера английского языка».
- Творческие проекты (creativeworks). Например, сочинение на свободную тему, перевод произведения на родной / иностранный язык.
В связи с тем, что метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, приведенные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер.
В связи с активной работой над проектами, в том числе с использованием дистанционных форм (ЭФУ, Google, и т.д.), в мою методическую копилку постепенно вошли такие технологии, как технология смешанного обучения, обучение в сотрудничестве, педагогические техники А.Гина (Лови ошибку!, интеллектуальная разминка, пресс-конференция и др.) на всех этапах обучения.
Педагогическая техника Анатолия Гина
Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя. Некоторые из них особенно эффективно могут работать при использовании ЭФУ в модели смешанного обучения.
Педагогический прием |
Примеры реализации педагогического приема при использовании ЭФУ на уроке |
Обоснование эффективности использования ЭФУ в приведенном примере |
---|---|---|
Организационный момент. “Эмоциональное вхождение в урок” | Прочитать и прослушать стихотворение Уильяма Вордсворта To a butterfly (К бабочке).
На организационном этапе урока для средних школьников “AttheAirport” можно включить для прослушивания любую музыкальную композицию на тему полетов (в дополнению к ЭФУ), к примеру, LennyKravitz “FlyAway” |
Аудиозапись может быть воспроизведена в демонстрационном режиме, либо прослушана при помощи наушников на индивидуальных устройствах, что еще больше настроит учеников на вхождение в тему урока. |
Смешанное обучение и его модели
Схема смешанного обучения с ее моделями «Перевернутый класс», «Модель 1:1», «Смена рабочих зон», «Автономная группа» может эффективно поддерживать внедрение ЭФУ на уроках. Можно представить примеры способов организации деятельности на уроке с использованием данных моделей в виде таблицы:
Наименование модели |
Примеры использования ЭФУ в модели |
Обоснование эффективности использования ЭФУ в модели |
---|---|---|
Перевернутый класс | Изучение материала дома; фронтальная работа с классом с мультимедиа, проведение блиц-опросов; индивидуальная (групповая) работа с объектами; индивидуальная работа с заданиями для контроля “по цепочке”. |
На мой взгляд, именно самостоятельное изучение материала в домашних условиях, формулировка вопросов для обсуждения на уроке, и дальнейшее выполнение практических заданий в классе, является наиболее эффективным для изучения иностранного языка при помощи ЭФУ. В данной модели ЭФУ может быть применен как дома, так и в классе для выполнения некоторых видов заданий. При этом не пропадает возможность реального общения и обсуждения возникающих вопросов, групповой работы и фронтального опроса. Отличительная черта — сочетание индивидуального со всеми другими видами обучения. Виды работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. |
Модель 1:1 | Индивидуальная работа с материалами учебника; индивидуальное выполнение заданий контроля и самоконтроля. |
В данной модели ценным, на мой взгляд, может являться возможность создания индивидуального портфолио по иностранному языку, своего рода накопителя личных знаний учащегося (языковой, фактологической информации, основных языковых единиц, словосочетаний, клише и пр.). Однако необходимым является наличие альтернативной работы на уроке, помимо работы с ЭФУ. Виды работы: групповая, индивидуальная. |
Смена рабочих зон | Работа с изображениями, иллюстрациями, видео-фрагментами; работа с тренажером в ЭУ; выполнение рефлексии. |
Ценным является возможность поделить класс на группы и сочетать работу с учителем и работу с такими ценными источниками, как тематические видеоматериалы, интернет-ресурсы, интегрированный словарь, учебный тексты и упражнения ЭФУ, и т.д. Плюс, говоря о сменах деятельности и требованиях СанПин, смена зон — очень актуальная модель. Однако данная модель помогает поместить ребенка в центр образовательного процесса Виды работы: групповая, парная, индивидуальная. |
Автономная группа | Работа в парах/тройках с материалом учебника; зональное обучение: зоны работы с учителем, работы с ЭФУ, и т.д. |
Достаточно эффективно и целесообразно внедрение ЭФУ в данной модели обучения, т.к. совмещает преимущества электронного и очного обучения. Учитель на свое усмотрение может делить класс на группы, наблюдая за эффективностью для того или иного учащегося. Виды работы: групповая, парная, индивидуальная. |
СДО НП «Телешкола», с которым наша гимназия сотрудничает не первый год, предоставляет пользователям уникальный механизм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, включающий в себя:
- систему регистрации проекта;
- интерактивную страницу заявленного проекта;
- связь с журналом успеваемости обучаемого — создателя проекта (или обучаемых, если работает группа);
- систему коммуникации между лицами, осуществляющими реализацию заявленного проекта,
а также множество других возможностей, к примеру, заполнение циклограммы проекта или определение ролей участников группы (генератор идей, аналитик, исследователь, критик). Учитель также может выбрать себе роль.
В итоге учащиеся получают важный документ – «Дневник проектной деятельности», главными достоинствами которого я считаю четкую организацию и возможность судить о личных достижениях и росте каждого участника.
С 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г. я приняла активное участие в региональном проекте «Использование электронных форм учебника». Апробация проводилась в математическом 5б классе. Для этого на планшеты были загружены электронные формы учебников английского языка издательств «Просвещение» и «Вентана-Граф». Также я прошла курсы повышения квалификации в ОблЦИТв объеме 72 часа.
С 2016 года я активно работаю над курсом «Реализация ФГОС с использованием ЭФУ (электронных форм учебника)», разработанном при поддержке Министерства образования НСО, ПАО «Ростелеком», издательства«Просвещение», ГБУ ДПО НСО ОблЦИТв рамках апробации ЭФУ с целью организации, мониторинга и отлаживания использования электронных форм учебников в образовательной деятельности в период с 01.09.2016 г. по 01.09.2017 г. В ходе подготовки курса мною были разработаны сценарии уроков при помощи ЭФУ и модели «Смешанного обучения» в соответствии с требованиями ФГОС.
Имеющийся опыт доказывает, что применение различных способов стимулирования образовательного процесса на уроках иностранного языка дает положительные результаты. Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск новых форм и методов, которые позволяют реализовать поставленные задачи, позволяет увеличить плотность коммуникативного общения на уроке на каждую единицу времени. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность и высокую мотивацию к обучению.
УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебные достижения учащихся
Использование современных технологий и повышение уровня педагогического мастерства позволило моим учащимся достичь высоких результатов в учебной деятельности.В процессе выполнения исследовательских, поисковых или творческих проектов учащиеся среднего и старшего звена повысился уровень сформированности познавательных навыков и умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, что и являлось целью педагогической деятельности и методической темой. Ниже представлена динамика абсолютной и качественной успеваемости за 4 года.
Класс |
Год обучения |
Качество обученности |
Уровень обученности |
---|---|---|---|
5а (углубленный) 6а (углубленный) 7а (углубленный) 8а (углубленный) 5г (базовый) 6г (базовый) |
2013-2014 | 85 % 80 % 83 % 79 % 61% 42% |
100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % |
6а (углубленный) 7а (углубленный) 8а(углубленный) 9а (углубленный) 6г (базовый) 7г (5 час/нед) |
2014-2015 | 90 % 92 % 83 % 77 % 56 % 65 % |
100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % |
7а (углубленный) 8а (углубленный) 9а(углубленный) 10БУ (3 час/нед) 7г (3 час/нед) 8г (3 час/нед) |
2015-2016 | 93 % 77 % 85 % 100 % 64 % 65 % |
100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % |
8а (углубленный) 9а (углубленный) 10БУ(3 час/нед) 11БУ (3 час/нед) 8г (3 час/нед) 9г (3 час/нед) |
2016-2017 | 100 % 100 % 93 % 100 % 79 % 75 % |
100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % |
Для более наглядной демонстрации результаты могут быть представлены в виде диаграммы:
В большинстве случаев мы можем наблюдать рост качества успеваемости, однако в отдельных случаях, в частности, в случае с 8а классом (2015-2016) с углубленным уровнем изучения английского языка, можно увидеть снижение результатов. Это обусловлено возрастными особенностями школьников и сменой классного руководителя в 2015-16 учебном году.
Основной государственный экзамен
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка качества знаний и учебных навыков учащихся. ОГЭпозволяет это осуществить, так как он ставит всех экзаменующихся в равные условия, для проведения экзамена используются равноценные по свойствам измерительные материалы.
В 2014-15 учебном году ОГЭ сдавали 4 выпускника из 9А класса и 2 выпускника из 9Б. В 2015-16 учебном году количество сдающих ОГЭ гимназистов, изучавших английский язык на углубленном уровне, составило 3. В 2015-16 учебном году уже 6 учеников сдавали ОГЭ.
Результаты экзамена позволяют сделать вывод, что большинство учащихся успешно справились с предложенными заданиями в части 1, 2, 3. Результаты стабильно положительные, средний балл выпускников 2014-2015 года составил 62 балла из 70, что составляет 88,5%. Средний балл выпускников 2015-2016 года – 59,3 из 70, т.е. 84%. Средний балл выпускников 2015-2016 года – 67 из 70, т.е. 84%.
Единый государственный экзамен
В 2017 году впервые выпускница моей подгруппы по изучению английского языка на базовом уровне в качестве предмета по выбору выбрала английский язык. Общее количество баллов – 84 из 100 возможных. Процент качества – 84%.
Результаты могут быть также представлены в диаграмме:
Предметные олимпиады
Результатом творческой деятельности гимназистов является успешное участие в предметных олимпиадах. В жизнь ученика средней школы олимпиады входят вполне своевременно. В 13–16 лет возникает потребность найти себя, выделиться среди ровесников, определить уровень своих способностей и возможностей. Олимпиады дают ребенку уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Для этого я занимаюсь подготовкой к олимпиадам различного уровня.
Статистика увеличения количества учащихся, занимающих призовые места на предметных олимпиадах за последние три учебных года приведена в Таблице 5.
|
2015-2016 учебный год |
2016-2017 учебный год |
2017-2018 учебный год |
---|---|---|---|
Всероссийская олимпиада школьников, школьный этап | 4 призера,
1 победитель |
7 призеров,
2 победителя |
6 призеров,
1 победитель |
Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный этап | 1 призер | 1 призер | — |
Всероссийская олимпиада школьников «Паллада» | 6 призеров,
1 победитель |
8 призеров,
2 победителя |
Ожидание результатов |
Международный конкурс «Британский бульдог» | 25 участников
II, III места – 4 человека |
37 участников,
I, II, III места – 7 человек |
Ожидание результатов |
Международный дистанционная олимпиада «Олимпис» | Не принимали участия | Не принимали участия | Дипломы:
I ст. – 5 учеников, II ст. – 15 человек, III ст. – 6 человек |
Научно-практические конференции школьников
Я с удовольствием занимаюсь подготовкой школьников к научно-практическим конференциям в секции «Английский язык. Лингвистика».
- В 2013 году ученица 8А класса Агачева Дарья стала лауреатом в районной конференции с докладом «Полисемия в английском языке и ее связь с контекстом на примере сказки Л.Кэрролла».
- В 2014 году Агачева Дарья успешно выступила на Городском конкурсе проектов с темой «Стилистические особенности и речевая характеристика героя-повествователя в романе Дж.Д. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”».
- В 2013-14 учебном году ученица 9 класса Столбовских Анна стала лауреатом районной научно-практической конференции школьников «Сибирь» с докладом «Способы выражения концепта “LUCK” в английской языковой картине мира».
- В 2014-2015 учебном году Анна Столбовских становится лауреатом «Золотой Лиги» районной и городской научно-практической конференции школьников «Сибирь» (доклад на тему «Эмоциональный концепт «Удивление» в языковом сознании носителей английского языка»).
- В 2015-2016 учебном году Столбовских Анна становится победителем и лауреатом «Золотой лиги» Открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» с работой на тему «Способы выражения семантической категории интенсивности в современном английском публицистическом дискурсе (на примере онлайн-выступлений TEDTalks)».
- Эта работа также становится победителем в научно-практической конференции «Научный поиск – шаг к успешной карьере» в рамках Второго открытого регионального молодежного Форума «От школьного проекта к профессиональной карьере», организованного НГУЭиУ.
- В 2017 году на районной конференции «Сибирь» ученица 11 класса Кабирова Майя стала победителем в секции «Лингвистика. Английский язык» и прошла в следующий этап с исследованием на тему «Лингвистический анализ особенностей устной речи в англоязычных корпоративных и персональных блогах. (Linguistic Analysis of Features of Spoken Language Applied to English Corporate and Personal Blogs)».
Копии дипломов и благодарственных писем можно посмотреть здесь и здесь.
Нужно отметить, что в новом Порядке приема в вузы на 2015-2016 учебный год определены условия получения дополнительных баллов, которые могут прибавляться к результатам ЕГЭ как индивидуальные достижения учащихся, и научно-исследовательская деятельность входит в число таковых. Благодаря результатам ЕГЭ и победам в конкурсах различного уровня учащиеся под моим руководством успешно поступают на бюджетные места в высшие учебные заведения (НГПУ).
Конкурсы и выставки на иностранном языке
Участие школьников в различных творческих и интеллектуальных конкурсах на английском языке не только способствует «впитыванию» культуры страны изучаемого языка, но и развивает базовые компетенции, способствуя формированию творческой и гармоничной личности.
Участие школьников в различных творческих и интеллектуальных конкурсах на английском языке не только способствует «впитыванию» культуры страны изучаемого языка, но и развивает базовые компетенции, способствуя формированию творческой и гармоничной личности.
С 2011 ПНМС «Сибирская ассоциация учителей и преподавателей иностранных языков», Факультет иностранных языков ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», ЭМС «Релод-Новосибирск», магазин иностранной книги «Оксбридж» проводит областные интеллектуальные игры «Калейдоскоп культур» на английском языке среди школьников г. Новосибирска и Новосибирской области. Команда Новосибирской классической гимназии под моим руководством неизменно готовится к играм, принимает в них участие, входит в десятку лучших по результатам последних лет.
Творческих потенциал учащиеся реализуют в театральных постановках и конкурсах чтецов на английском языке. В 2016 году два ученика приняли участие в I Областном литературном фестивале, посвященном юбилейным датам зарубежных писателей. В следующем, 2016 году, две ученицы также приняли участие I Областном литературном фестивале, одна из которых была отмечена дипломом.
Учащиеся гимназии также приняли участие в Гала-концерте лучших номеров II Областного литературного фестиваля, посвященного юбилейным датам зарубежных писателей (декабрь 2016 г.).
В 2014 году мною разработана авторская программа подготовки к участию в городских интеллектуальных играх на английском языке среди школьников г. Новосибирска «Калейдоскоп культур». В дополнение к этому, в 2014-15, 2015-16, 2016-17 учебных годах в рамках недели иностранного языка в гимназии №17 мной были организованы интеллектуальные игры для учащихся 9-11 классов, содержащие как языковые, так и задания страноведческого характера, требующие от учеников знаний в области истории английского языка, географии и политики, и даже греческой мифологии.
Классное руководство
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько теплыми сложились отношения между участниками процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. Быть педагогом — это ответственно. Никакая другая профессия не ставит таких высоких требований к человеку, а классный руководитель – это особая миссия. Я переступаю порог моей гимназиии попадаю на огромную планету – планету взаимоотношений. Без классного руководства это был бы не тот мир.
В 2017 году выпускники моего 11А класса получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании и успешно поступили в высшие учебные заведения городов России (Новосибирска, Москвы, Санк-Петербурга, Томска) и зарубежных стран (Чехии, Китая). Это заслуга самих учеников, учителей-предметников нашей гимназии, которые ответственно и неустанно готовили будущих выпускников к поступлению, но я надеюсь, что я как классный руководитель каким-то образом повлияла на их взрослую жизнь. Мой класс – это мои дети! В течение 7 лет мы бок о бок преодолевали препятствия и неизменно выходили победителями из всех ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень мотивации обучающихся
В начале учебного года я обязательно провожу тест на выявление аудиалов, визуалов и кинестетиков в группе. Результаты тестов служат мне в течение всего процесса обучения и помогают мне грамотно выстроить ход урока (предъявление материала, чередование разных видов деятельности на уроке), что, на мой взгляд, является и здоровьесберегающим фактором. Кроме этого, и в начале, и в конце учебного года, провожу тест на определение психологического настроя и мотивации к изучению английского языка.
Данные анкетного опроса «Методика незаконченного предложения», проведенного дважды в классе с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, в одни и те же сроки (начало 2 четверти и конец 3 четверти 2015-2018 уч. г.), представлены в Таблице 6.
Английский язык для меня… |
2016г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
---|---|---|---|---|
любимый предмет | 7 чел. | 6 чел. | 5 чел. | 5 чел. |
возможность общаться с иностранцами | 4 чел. | 4 чел. | 3 чел. | 4 чел. |
самый лучший предмет в школе | 3 чел. | 4 чел. | 5 чел. | 4 чел. |
При изучении английского языка языка у меня возникают чувства… | ||||
радость/наслаждение | 10 чел. | 5 чел. | 5 чел. | 7 чел. |
познания нового | 6 чел. | 6 чел. | ||
тревоги / непонимание предмета | 10 чел. | 5 чел. | 2 чел. | 0 чел. |
Английский язык мне даётся… | ||||
иногда легко, но бывает трудно | 10 чел. | 5 чел. | 6 чел. | 7 чел. |
с трудом | 4 чел. | 3 чел. | 6 чел. | 0 чел. |
я стараюсь | 0 чел. | 6 чел. | 3 чел. | 11 чел. |
Английский язык окрашен для меня… | ||||
яркие цвета | 7 чел. | 10 чел. | 10 чел. | 9 чел. |
белый, т.к. свет | 6 чел. | 4 чел. | 4 чел. | 5 чел. |
серый, тёмно-зелёный | 1 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 0 чел. |
У учащихся наблюдается рост мотивации к изучению английского языка, большинство считают его полезным, необходимым, интересным (в целом это больше 80%), а по опросу учащихся 8А класса позитивное восприятие учителя – абсолютное. Анкетирование проводил школьный психолог Трусов А.В.
В целях совершенствования своей профессиональной деятельности использую любые отвечающие моим поставленным задачам возможности. В их числе:
- посещение семинаров и конференций районного, городского, регионального уровней, курсов по повышению квалификации, выставок учебной и справочной литературы, уроков своих коллег;
- участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах для учителей, всероссийских конкурсах перевода (районный конкурс «Профессионал года – 2014»; очный этап Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал — 2016» по предмету «Иностранный язык» (VI место); Конкурс художественного перевода с английского языка на русский, организованный Британским Советом в Год языка и литературы Великобритании и России 2016, и пр.);
- обсуждение проблем преподавания английского языка на образовательных сайтах (http://www.britishcouncil.ru/, https://edugalaxy.intel.ru/, https://www.pearsonelt.com, http://www.prodlenka.org/, http://teacherslovesmartboards.com/ и др.).
Курсы повышения квалификации
- «Коммуникативные аспекты государственно-общественного управления образованием», ГАОУ ДПО «ВГАПО». 27.11.2014-19.11.2014гг., 36 часов.
- «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в свете гуманитарной методологии науки о воспитании», ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». 10.11.2014-29.11.2014гг. 108 часов.
- «Подготовка председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ЕГЭ», ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» 16.11.2015-30.11.2015г.г., 72 часа.
- «Реализация ФГОС с использованием электронных форм учебника», ГБУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий». 30.01.17-28.02.2017г., 72 часа.
Качественная результативность
Результаты за 2013-2014 учебный год: |
|
---|---|
Результаты на уровне города |
|
Результаты на уровне области |
|
Результаты на международном уровне |
|
Результаты за 2014-2015 учебный год: |
|
Результаты на уровне города |
|
Результаты на уровне области |
|
Результаты на международном уровне |
|
Результаты за 2015-2016 учебный год: |
|
Результаты на уровне города |
|
Результаты на уровне области |
|
Результаты на международном уровне |
|
Результаты за 2016-2017 учебный год: |
|
Результаты на уровне города |
|
Результаты на уровне области |
|
Распространение педагогического опыта
Однако не только участие, но и выступления на конференциях и методических школах – важный этап в самообразовании учителя. Как сказал Генри Форд, “Coming together is a beginning. Keeping together is progress. Workingtogetherissuccess”. (Примерный перевод этого незамысловатого высказывания таков: «Собраться вместе – это только начало. Держаться вместе – уже прогресс. Работать вместе – ключ к успеху»). Успех приходит к людям в совместной деятельности.
Начиная с 2013 года, постепенно преодолевая собственный страх перед аудиторией, состоящей в большинстве случаев из людей более опытных, стараюсь как можно чаще выступать на заседаниях школьного методического объединения учителей иностранных языков, на педагогических советах, научно-практических конференциях разного уровня.
Темы последних выступлений:
- «Организация проектной деятельности на уроках в рамках НПО “Телешкола”», педсовет МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», 04.03.2013г.;
- «Индивидуализация учебного процесса через проектную деятельность», региональный информационно-методический семинар: «Опыт работы образовательных учреждений на муниципальном и школьном уровнях в проекте СДШ НСО», 12.11.2013г.;
- урок для старших школьников “Carnivoresvs. Herbivores”, проведенный в качестве эксперта Методического фестиваля «Урок XXI века» в рамках Международного форума Interra’13;
- уроки для 7 класса по темам “ExtremeSports” и “AttheAirport”, проведенные в рамках конкурса «Профессионал года – 2014», благодаря последнему из которых в 2015 году был присвоен диплом лауреата районного этапа городского конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении» в номинации «Открытый урок (учебное занятие)» «Лучшая инновационная методика учителя-предметника гуманитарного цикла»);
- классные часы по темам «Глобальные проблемы современности (урок-размышление)»; «Социальные сети: за и против (круглый стол)»; «Безопасность и развлечения в Интернете»; «Ода Ленинскому району»; «Пусть мирным будет небо… (К 70-летию Великой войны)»;
- выступление на областной научно-практической конференции НИПКиПРО «Английский язык в современной школе» (тема: «Современный УМК по английскому языку: какой он? УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык»);
- выступление на областной научно-практической конференции НИПКиПРО «Английский язык в современной школе» (тема: «Современный УМК по английскому языку: какой он? УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой “Английский язык”»);
- публикация в электронном издании «Инновационные уроки в школьной программе: избранные работы методического фестиваля «Урок XXI века» 2013–2015 гг.» [Электронный ресурс]: электронное издание. – Новосибирск: НГПУ, 2016.
- с целью обмена также создан персональный сайт учителя английского языка – https://juliateach.ru.
Профессиональные конкурсы
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах для учителей, всероссийских конкурсах перевода (районный конкурс «Профессионал года – 2014»; очный этап Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал — 2016» по предмету «Иностранный язык» (VI место); Конкурс художественного перевода с английского языка на русский, организованный Британским Советом в Год языка и литературы Великобритании и России 2016, и пр.) способствует совершенствованию моей профессиональной деятельности. В 2014-2015 учебном году я приняла участие в районного конкурса «Профессионал года – 2014» в номинации «Учитель года», за что получила Диплом лауреата районного конкурса «Профессионал года – 2014» в номинации «Учитель года».
В том же учебном году в районном этапе городского конкурса «Инновационные методики и технологии в образовании» в номинации «Открытый урок (учебное занятие)» (2015г.) стала лауреатом.
В прошлом учебном году 30 марта 2016 г. на базе ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО» была проведена областная олимпиада «Учитель-профессионал» среди учителей русского языка и литературы и учителей иностранного языка. В результате мной заработан сертификат участника очного этапа Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал-2016» по предмету «Иностранный язык» (88 баллов из 100 — V место).
Предметная комиссия по проверке ЕГЭ
С 2014 года вхожу в состав предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области.
Эксперты предметных комиссий регулярно проходят обучение на вебинарах, семинарах, а также проходят дистанционную подготовку в Интернет-системе обучения экспертов предметных комиссий, включая обучение приёмам оценивания ответов учащихся,знакомство с критериями оценивания, прохождение различных тренингов по оцениванию ответов учащихся, сравнение с эталонными оценками, подготовку к проведению зачётных заданий и сдачу итогового зачёта.
По итогам работы в 2014-2015 учебном году награждена благодарственными письмами Городского центра развития образования (2015г.) и Главного управления образования мэрии города Новосибирска, в 2016-2017 учебном году – Почетной грамотой Департамента образования мэрии города Новосибирска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своего самоанализа педагогической деятельности хотелось бы сказать о том, что я со своей стороны буду стараться и дальше, каждый раз по-новому переживая отрезок жизни под названием урок, искать новые способы сделать его запоминающимся, ярким и полезным для ученика, чтобы он и вне стен школы хотел продолжить поисковую деятельность. Никогда не бояться раскрывать детям свою душу, быть не только «фасилитатором», но и другом, помощником и, конечно, примером для учеников.
И самым лучшим результатом будут детские знания, воспитанность, человечность и интерес к новому и неизведанному!