Самоанализ педагогической деятельности

11.02.2020 0 Автор Julia Gulevich

Самоанализ педагогической деятельности учителя МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» Гулевич Юлии Николаевны.

Самоанализ педагогической деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Я, Гулевич Юлия Николаевна, 1987 года рождения, имею высшее педагогическое образование. 10.06.2009г. окончила ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по специальности «Иностранный (английский) язык», квалификация по диплому: «учитель иностранного (английского) языка». Работаю в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» с 2010 года. Мой педагогический стаж составляет 8 лет, имею первую квалификационную категорию (дата присвоения — 21.06.2013г.). За время своей трудовой деятельности работала в 1-11 классах МБОУ «Информационно-экономический лицей» и МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17».

В данном самоанализе педагогической деятельности педагога я попытаюсь проанализировать состояние, результаты своей учебно-воспитательной работы за период преподавания английского языка в 1-11 классах в гимназии №17 за последние 5 лет и определить пути дальнейшего профессионального развития и совершенствования обучения и воспитания учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рабочие программы

Преподаю английский язык в среднем и старшем звене (5-11 классы) на базовом и профильном уровне. Рабочие программы для базового курса обучения английскому языку составлены на основе ФГОС с учетом примерных образовательных программ основного общего образования. Основной УМК, используемый в работе: Ю.А. Комарова, И.В.Ларионова, К. Гренджер. Английский язык. Издательство «Русское слово и MacMillan», 2014 г. Москва.Рабочие программы для базового курса обучения английскому языку в 9-11 классах составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта первого поколения (2004 г.) на основе Примерной программы среднего (полного) образования по английскому языку, рекомендованной Департаментом среднего (полного) образования МОРФ по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»).

В качестве дополнительных пособий использую:

  • компоненты УМК “Fly High”, “Top Secret”, “Activate!”, “Choices”, “Discover English” издательства Pearson;
  • различные словари издательств Longman, Oxford, Macmillan, в том числе онлайн-словари;
  • энциклопедии по лингвистике и научные сборники статей на тему когнитивной лингвистики “для подготовки к научно-практическим конференциям и конкурсам проектов;
  • различные видео- и аудиоресурсы;
  • собственные разработки уроков и отдельных заданий;
  • электронные формы учебников издательств «Вентана-Граф» и «Просвещение»;
  • адаптированную и неадаптированную художественную литературу;
  • журналы для изучающих английский язык “SpeakOut” и “SpeakEnglish”.

Наша гимназия является экспериментальной площадкой по апробированию УМК «Английский язык» (2-11 классы) издательств «Русское слово» и «Macmillan» под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и др.

Профильное обучение в МБОУ гимназии №17 направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории: обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников; устанавливается равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями; обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, выпускники школы более эффективно готовятся к освоению программ высшего образования.

Задачи обучения английскому языку на углубленном уровне:

  • создать условия, обеспечивающие высокий уровень владения учащимися всеми видами речевой деятельности, развитие их иноязычного межкультурного общения, а также совершенствование их билингвистических способностей, учитывая личностные особенности учащихся;
  • совершенствовать знания в области лексики и грамматики английского языка;
  • продолжать развитие умений и навыков в аудировании, говорении, чтении и письме;
  • развивать языковую догадку, умения наблюдать факты языка, делать сопоставления и обобщения;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся по овладению иностранным языком.

Ресурсное обеспечение

Английский язык является особым предметом для изучения в школе, на уроках учащиеся погружаются в атмосферу общения на другом, новом и подчас сложном языке. Несомненно, психологический компонент является неотъемлемой частью процесса обучения. Поэтому для достижения отличных результатов в обучении, а также для создания необходимого эмоционального тона урока я как учитель всегда стремлюсь к поддержанию иноязычной обстановки наряду с комфортной атмосферой в моем кабинете. Учащиеся моих классов и не только активно помогают мне в этом. Силами учеников нашей гимназии в кабинете иностранного языка создана целая галерея сменяющихся тематических плакатов, календарей, таблиц и просто интересной и полезной информации о традициях и культуре, а главное – о современном состоянии английского языка и важнейших юбилеях Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии и других англоговорящих стран.

Материально-техническую базу кабинета английского языка, в котором я работаю, составляют:

  1. Компьютер, проектор, интерактивная доска (SmartBoard) в кабинете. Данное ресурсное обеспечение позволяет использовать информационные технологии.
  2. Мобильный Интернет-класс на 18 человек со свободным выходом в Интернет.
  3. Мультимедийные компьютерные программы (к дополнительным УМК имеется электронное сопровождение).
  4. Словари, энциклопедии, учебные пособия, в том числе их электронные издания.
  5. Документ-камера. Данное ресурсное «новшество» в моем кабинете служит для выполнения множества задач: презентации плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке, контроля учителя, взаимоконтроля учащихся, демонстрации итогов работы, фиксирования результатов деятельности и сохранения их для дальнейшего анализа или иного использования.
  6. Комплекты дидактических материалов:
    • презентации по темам, составленные учителем в программах SmartNotebook, HotPotatoes, MicrosoftPowerPoint, VideoMovieMaker;
    • поиск и представление информации учащимися с помощью ИКТ;
    • проектная деятельность учащихся, организованная с использованием дистанционных образовательных ресурсов, таких как «Телешкола», а также возможностей облачных Интернет-технологий «Google» и социальных сетей и мини-блогов, таких как twitter.com.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Каждый раз передо мной стоит выбор новых способов подачи содержания материала, выбор методов и приемов. Это условие диктует нам изменения в современном обществе, которые оказывают влияние на ситуацию в сфере образования, главное — это ускорение темпов его развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний, от нынешних школьников требуется другое: освоение и использование умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Основой своего жизненного и профессионального кредо я считаю слова основоположника педагогики А. Дистервега, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием». Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке это желание, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться. И в этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, по её мнению, на первый план выступает умение учить детей анализу своей собственной деятельности, подведению итогов своей учебной работы.

В условиях современного общества, когда информация становится все более доступной, на первый план выходит формирование и развитие компетенций обучающихся, а не только получение знаний. Согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны не только заучивать и воспроизводить готовую информацию, но и осваивать методы ее получения, осмысления и применения, анализировать и синтезировать, аргументировать свою точку зрения и предлагать собственное творческое решение поставленной проблемы.

Цель и задачи обучения английскому языку

Исходя из собственного самоанализа учителя английского языка, основное назначение обучения иностранному языку состоит в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, практическое овладение иностранным языком. Иными словами, происходит формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. По ФГОС, на этапе основного общего образования это должно выражаться в расширении и систематизации знаний о языке, расширении лингвистического кругозора и лексического запаса, в овладении общей речевой культурой.

Исходя из этого, основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования и развития многогранной творческой личности как в рамках современного урока английского языка, так и через внеурочную деятельность, а также развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить целый комплекс задач.

Общеобразовательные:

  • расширять эрудицию детей, их лингвистический и общий кругозор;
  • формировать устойчивый интерес обучающихся к обучению с помощью чередования различных форм урока (урок-путешествие, театрализованный урок, урок-праздник, урок-игра, дискуссия, круглый стол, семинар и другие) и их вовлечения во внеурочную деятельность.

Развивающие:

  • совершенствовать у учащихся все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо);
  • развивать критическое и творческое мышление, память;
  • развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться;
  • содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной деятельности;
  • развивать логические операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация).

Воспитательные:

  • воспитывать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения поставленных целей и задач;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к самообразованию;
  • формировать толерантное отношение к культуре других стран;
  • воспитывать патриотическое отношение к культуре родной страны.

В соответствии с целью обучения иностранным языкам в школе и на разных этапах мной используются разнообразных педагогические технологии. Это и разноуровневое обучение, и совместное (cooperativelearning), и использование информационно-коммуникационных технологий, и всеми любимая технология развития критического мышления.

Проблема обучения иностранному языку и пути решения

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

При составлении плана (конструктора) урока я как учитель, как правило, в первую очередь, набираю необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем передо мной встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

В своей работе я использую современные технологии и методы – технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, смешанное обучение, метод проектов, интегрированное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, театрализация, дискуссии и другие. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Обучение в сотрудничестве (CooperativeLearning)

Учитывая особенности возраста детей, которых я обучаю английскому языку, применение данной технологии становится наиболее актуальным, ведь работая в команде со своими одноклассниками, ребята чувствуют поддержку. На своих уроках я пользуюсь такими формами обучения в сотрудничестве: обучение чтению по методу “Jigsaw” («Пила»), обучение в команде (StudentTeamLearning).

Здоровьесберегающие технологии

Одна из приоритетных задач образования сегодня – сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор таких приемов преподавания, которые бы соответствовали возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье. В связи с этим необходимо соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.

При подготовке к уроку особое внимание уделяю психофизиологическим особенностям возраста ребенка. Так, например, в 5-6 классах заостряю внимание на то, что сложный учебный материал ребенку легче постигнуть в виде игры. Поэтому в процессе обучения школьников этой возрастной группы в урок включаю больше игровых элементов, физкультминутки, гимнастику для глаз и пальчиковая гимнастика для снятия мышечного напряжения во время письма.

Для учащихся более старшего возраста стараюсь выстроить урок с чередующимися видами деятельности и режимами работы (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный).

В любом возрасте очень полезно проводить релаксирующую зарядку под спокойную музыку. Кроме того, я использую песни при обучении английскому языку. Они способствуют лучшему усвоению лексики и грамматики и создают положительный психоэмоциональный фон на уроке.

Информационно-коммуникационные технологии

В своей работе я использую ИКТ технологии:

  • Компьютер, смарт-доска;
  • Интернет ресурсы (дистанционное обучение, онлайн-словари, образовательные сайты, видеоматериалы);
  • Электронные формы учебников.

Я вижу важное преимущество применения данных ИКТ в развитии информационно-коммуникационной компетенции обучающихся, в повышении уровня учебной мотивации, а также в возможности индивидуализировать процесс обучения.

Данные технологии, методы и приемы приводят к следующим результатам:

  • Учащиеся активно вовлечены в деятельность на уроке, сотрудничают друг с другом в парах и в малых группах, не боятся обращаться за помощью к учителю;
  • Развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, языковая, учебно-познавательная, общекультурная;
  • Развивается критическое мышление обучающихся, они умеют грамотно анализировать и синтезировать информацию, не боятся оценивать и выражать свою точку зрениясредствами английского языка.

В своей педагогической деятельности я применяю различные виды и формы контроля.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Формы контроля:

Таблица 1: Формы контроля.
Устные Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, семинар
Письменные Контрольная работа, тестирование, диктанты и диктовки
Само- и взаимоконтроль Взаимоопрос, самоконтроль, парный контроль
Игровые (носят соревновательный характер) Викторина, семинар с включением игровых элементов, «немой урок», игра “Jeopardy”

Однако из-за того, что в соответствии с новыми стандартами образования (ФГОС) компетенции формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, возникает необходимость использования такого вида деятельности, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой. И особое место среди таких методов занимает проектная технология.

На уроках английского языка важную роль я отвожу организации проектно-исследовательской деятельности с использованием дистанционных образовательных ресурсов, таких как «Телешкола», облачных Интернет-технологий «Google», электронных форм учебника (ЭФУ), социальных сетей и мини-блогов.

Актуальность данной темы обусловлена не только тем, что в силу своей дидактической сущности проектная технология позволяет решать такие задачи, как развитие творческих возможностей учащихся, развитие всевозможных вышеупомянутых умений, но и возрастающим интересом и необходимостью развития такой системы, как дистанционное образование.

С проектной деятельностью ученики знакомятся еще в начальной школе, однако там она носит шаблонный характер, хоть и учит их развивать исследовательские умения (выявление проблемы, постановка цели и задач, построение гипотез, обобщение и пр.). Начиная с пятого класса, я активно привлекаю учеников к самостоятельной подготовке проектов, в ходе которой они могли бы пользоваться приобретенным знанием. Новизна дистанционного подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту, а учителю предоставляется уникальный шанс при каждом удобном для него случае помогать, направлять, контролировать деятельность своих подопечных.

По характеру конечного продукта проектной деятельности на уроках иностранного языка в моих подгруппах ученики защищают следующие виды проектов (в соответствии с классификацией Н.Ф. Коряковцевой):

  1. Конструктивно-практические проекты. Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разработка ситуации общения.
  2. Игровые / ролевые проекты. Разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы.
  3. Информационные и исследовательские проекты. «Русский язык и его использование в качестве средства международного общения», «Особенности поведения англичан в различных ситуациях общения».
  4. Проекты конкретного социологического обследования (surveyproject). Например, «Использование английского языка в России».
  5. Издательские проекты. Например, заметка в газету.
  6. Сценарные проекты. Например, «Программа вечера английского языка».
  7. Творческие проекты (creativeworks). Например, сочинение на свободную тему, перевод произведения на родной / иностранный язык.

В связи с тем, что метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, приведенные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер.

В связи с активной работой над проектами, в том числе с использованием дистанционных форм (ЭФУ, Google, и т.д.), в мою методическую копилку постепенно вошли такие технологии, как технология смешанного обучения, обучение в сотрудничестве, педагогические техники А.Гина (Лови ошибку!, интеллектуальная разминка, пресс-конференция и др.) на всех этапах обучения.

Педагогическая техника Анатолия Гина

Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя. Некоторые из них особенно эффективно могут работать при использовании ЭФУ в модели смешанного обучения.

Педагогический прием

Примеры реализации педагогического приема при  использовании ЭФУ на уроке

Обоснование эффективности использования ЭФУ в приведенном примере

Организационный момент. “Эмоциональное вхождение в урок” Прочитать и прослушать стихотворение Уильяма Вордсворта To a butterfly (К бабочке).

На организационном этапе урока для средних школьников “AttheAirport” можно включить для прослушивания любую музыкальную композицию на тему полетов (в дополнению к ЭФУ), к примеру, LennyKravitz “FlyAway”

https://www.youtube.com/watch?v=EvuL5jyCHOw

Аудиозапись может быть воспроизведена в демонстрационном режиме, либо прослушана при помощи наушников на индивидуальных устройствах, что еще больше настроит учеников на вхождение в тему урока.

Смешанное обучение и его модели

Смешанное обучение и его модели

Схема смешанного обучения с ее моделями «Перевернутый класс», «Модель 1:1», «Смена рабочих зон», «Автономная группа» может эффективно поддерживать внедрение ЭФУ на уроках. Можно представить примеры способов организации деятельности на уроке с использованием данных моделей в виде таблицы:

Таблица 2: Примеры использования моделей технологии смешанного обучения с использованием ЭФУ.

Наименование модели

Примеры использования ЭФУ в модели

Обоснование эффективности использования ЭФУ в модели

Перевернутый класс Изучение материала дома;
фронтальная работа с классом с мультимедиа, проведение блиц-опросов;
индивидуальная (групповая) работа с объектами;
индивидуальная работа с заданиями для контроля “по цепочке”.
На мой взгляд, именно самостоятельное изучение материала в домашних условиях, формулировка вопросов для обсуждения на уроке, и дальнейшее выполнение практических заданий в классе, является наиболее эффективным для изучения иностранного языка при помощи ЭФУ. В данной модели ЭФУ может быть применен как дома, так и в классе для выполнения некоторых видов заданий. При этом не пропадает возможность реального общения и обсуждения возникающих вопросов, групповой работы и фронтального опроса. Отличительная черта — сочетание индивидуального со всеми другими видами обучения. Виды работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Модель 1:1 Индивидуальная работа с материалами учебника;
индивидуальное выполнение заданий контроля и самоконтроля.
В данной модели ценным, на мой взгляд, может являться возможность создания индивидуального портфолио по иностранному языку, своего рода накопителя личных знаний учащегося (языковой, фактологической информации, основных языковых единиц, словосочетаний, клише и пр.). Однако необходимым является наличие альтернативной работы на уроке, помимо работы с ЭФУ. Виды работы: групповая, индивидуальная.
Смена рабочих зон Работа с изображениями, иллюстрациями, видео-фрагментами;
работа с тренажером в ЭУ;
выполнение рефлексии.
Ценным является возможность поделить класс на группы и сочетать работу с учителем и работу с такими ценными источниками, как тематические видеоматериалы, интернет-ресурсы, интегрированный словарь, учебный тексты и упражнения ЭФУ, и т.д. Плюс, говоря о сменах деятельности и требованиях СанПин, смена зон — очень актуальная модель. Однако данная модель помогает поместить ребенка в центр образовательного процесса
Виды работы: групповая, парная, индивидуальная.
Автономная группа Работа в парах/тройках с материалом учебника;
зональное обучение: зоны работы с учителем, работы с ЭФУ, и т.д.
Достаточно эффективно и целесообразно внедрение ЭФУ в данной модели обучения, т.к. совмещает преимущества электронного и очного обучения. Учитель на свое усмотрение может делить класс на группы, наблюдая за эффективностью для того или иного учащегося. Виды работы: групповая, парная, индивидуальная.

СДО НП «Телешкола», с которым наша гимназия сотрудничает не первый год, предоставляет пользователям уникальный механизм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, включающий в себя:

  • систему регистрации проекта;
  • интерактивную страницу заявленного проекта;
  • связь с журналом успеваемости обучаемого — создателя проекта (или обучаемых, если работает группа);
  • систему коммуникации между лицами, осуществляющими реализацию заявленного проекта,

а также множество других возможностей, к примеру, заполнение циклограммы проекта или определение ролей участников группы (генератор идей, аналитик, исследователь, критик). Учитель также может выбрать себе роль.

В итоге учащиеся получают важный документ – «Дневник проектной деятельности», главными достоинствами которого я считаю четкую организацию и возможность судить о личных достижениях и росте каждого участника.

С 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г. я приняла активное участие в региональном проекте «Использование электронных форм учебника». Апробация проводилась в математическом 5б классе. Для этого на планшеты были загружены электронные формы учебников английского языка издательств «Просвещение» и «Вентана-Граф». Также я прошла курсы повышения квалификации в ОблЦИТв объеме 72 часа.

С 2016 года я активно работаю над курсом «Реализация ФГОС с использованием ЭФУ (электронных форм учебника)», разработанном при поддержке Министерства образования НСО, ПАО «Ростелеком», издательства«Просвещение», ГБУ ДПО НСО ОблЦИТв рамках апробации ЭФУ с целью организации, мониторинга и отлаживания использования электронных форм учебников в образовательной деятельности в период с 01.09.2016 г. по 01.09.2017 г. В ходе подготовки курса мною были разработаны сценарии уроков при помощи ЭФУ и модели «Смешанного обучения» в соответствии с требованиями ФГОС.

Имеющийся опыт доказывает, что применение различных способов стимулирования образовательного процесса на уроках иностранного языка дает положительные результаты. Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск новых форм и методов, которые позволяют реализовать поставленные задачи, позволяет увеличить плотность коммуникативного общения на уроке на каждую единицу времени. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность и высокую мотивацию к обучению.

УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учебные достижения учащихся

Использование современных технологий и повышение уровня педагогического мастерства позволило моим учащимся достичь высоких результатов в учебной деятельности.В процессе выполнения исследовательских, поисковых или творческих проектов учащиеся среднего и старшего звена повысился уровень сформированности познавательных навыков и умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, что и являлось целью педагогической деятельности и методической темой. Ниже представлена динамика абсолютной и качественной успеваемости за 4 года.

Таблица 3: Динамика учебных достижений учащихся.

Класс

Год обучения

Качество обученности

Уровень обученности

5а (углубленный)
6а (углубленный)
7а (углубленный)
8а (углубленный)
5г (базовый)
6г (базовый)
2013-2014 85 %
80 %
83 %
79 %
61%
42%
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
6а (углубленный)
7а (углубленный)
8а(углубленный)
9а (углубленный)
6г (базовый)
7г (5 час/нед)
2014-2015 90 %
92 %
83 %
77 %
56 %
65 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
7а (углубленный)
8а (углубленный)
9а(углубленный)
10БУ (3 час/нед)
7г (3 час/нед)
8г (3 час/нед)
2015-2016 93 %
77 %
85 %
100 %
64 %
65 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
8а (углубленный)
9а (углубленный)
10БУ(3 час/нед)
11БУ (3 час/нед)
8г (3 час/нед)
9г (3 час/нед)
2016-2017 100 %
100 %
93 %
100 %
79 %
75 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %

Для более наглядной демонстрации результаты могут быть представлены в виде диаграммы:

Динамика учебных достижений в параллели классов

В большинстве случаев мы можем наблюдать рост качества успеваемости, однако в отдельных случаях, в частности, в случае с 8а классом (2015-2016) с углубленным уровнем изучения английского языка, можно увидеть снижение результатов. Это обусловлено возрастными особенностями школьников и сменой классного руководителя в 2015-16 учебном году.

Основной государственный экзамен

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка качества знаний и учебных навыков учащихся. ОГЭпозволяет это осуществить, так как он ставит всех экзаменующихся в равные условия, для проведения экзамена используются равноценные по свойствам измерительные материалы.

В 2014-15 учебном году ОГЭ сдавали 4 выпускника из 9А класса и 2 выпускника из 9Б. В 2015-16 учебном году количество сдающих ОГЭ гимназистов, изучавших английский язык на углубленном уровне, составило 3. В 2015-16 учебном году уже 6 учеников сдавали ОГЭ.

Результаты экзамена позволяют сделать вывод, что большинство учащихся успешно справились с предложенными заданиями в части 1, 2, 3. Результаты стабильно положительные, средний балл выпускников 2014-2015 года составил 62 балла из 70, что составляет 88,5%. Средний балл выпускников 2015-2016 года – 59,3 из 70, т.е. 84%. Средний балл выпускников 2015-2016 года – 67 из 70, т.е. 84%.

Единый государственный экзамен

В 2017 году впервые выпускница моей подгруппы по изучению английского языка на базовом уровне в качестве предмета по выбору выбрала английский язык. Общее количество баллов – 84 из 100 возможных. Процент качества – 84%.

Результаты могут быть также представлены в диаграмме:

Результаты ЕГЭ

Предметные олимпиады

Результатом творческой деятельности гимназистов является успешное участие в предметных олимпиадах. В жизнь ученика средней школы олимпиады входят вполне своевременно. В 13–16 лет возникает потребность найти себя, выделиться среди ровесников, определить уровень своих способностей и возможностей. Олимпиады дают ребенку уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Для этого я занимаюсь подготовкой к олимпиадам различного уровня.

Статистика увеличения количества учащихся, занимающих призовые места на предметных олимпиадах за последние три учебных года приведена в Таблице 5.

Таблица 5: Количество призовых мест, занимаемых учениками на предметных олимпиадах.

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников, школьный этап 4 призера,

1 победитель

7 призеров,

2 победителя

6 призеров,

1 победитель

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный этап 1 призер 1 призер
Всероссийская олимпиада школьников «Паллада» 6 призеров,

1 победитель

8 призеров,

2 победителя

Ожидание результатов
Международный конкурс «Британский бульдог» 25 участников

II, III места – 4 человека

37 участников,

I, II, III места – 7 человек

Ожидание результатов
Международный дистанционная олимпиада «Олимпис» Не принимали участия Не принимали участия Дипломы:

I ст. – 5 учеников,

II ст. – 15 человек,

III ст. – 6 человек

Научно-практические конференции школьников

Я с удовольствием занимаюсь подготовкой школьников к научно-практическим конференциям в секции «Английский язык. Лингвистика».

  • В 2013 году ученица 8А класса Агачева Дарья стала лауреатом в районной конференции с докладом «Полисемия в английском языке и ее связь с контекстом на примере сказки Л.Кэрролла».
  • В 2014 году Агачева Дарья успешно выступила на Городском конкурсе проектов с темой «Стилистические особенности и речевая характеристика героя-повествователя в романе Дж.Д. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”».
  • В 2013-14 учебном году ученица 9 класса Столбовских Анна стала лауреатом районной научно-практической конференции школьников «Сибирь» с докладом «Способы выражения концепта “LUCK” в английской языковой картине мира».
  • В 2014-2015 учебном году Анна Столбовских становится лауреатом «Золотой Лиги» районной и городской научно-практической конференции школьников «Сибирь» (доклад на тему «Эмоциональный концепт «Удивление» в языковом сознании носителей английского языка»).
  • В 2015-2016 учебном году Столбовских Анна становится победителем и лауреатом «Золотой лиги» Открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» с работой на тему «Способы выражения семантической категории интенсивности в современном английском публицистическом дискурсе (на примере онлайн-выступлений TEDTalks)».
  • Эта работа также становится победителем в научно-практической конференции «Научный поиск – шаг к успешной карьере» в рамках Второго открытого регионального молодежного Форума «От школьного проекта к профессиональной карьере», организованного НГУЭиУ.
  • В 2017 году на районной конференции «Сибирь» ученица 11 класса Кабирова Майя стала победителем в секции «Лингвистика. Английский язык» и прошла в следующий этап с исследованием на тему «Лингвистический анализ особенностей устной речи в англоязычных корпоративных и персональных блогах. (Linguistic Analysis of Features of Spoken Language Applied to English Corporate and Personal Blogs)».

Копии дипломов и благодарственных писем можно посмотреть здесь и здесь.

Нужно отметить, что в новом Порядке приема в вузы на 2015-2016 учебный год определены условия получения дополнительных баллов, которые могут прибавляться к результатам ЕГЭ как индивидуальные достижения учащихся, и научно-исследовательская деятельность входит в число таковых. Благодаря результатам ЕГЭ и победам в конкурсах различного уровня учащиеся под моим руководством успешно поступают на бюджетные места в высшие учебные заведения (НГПУ).

Конкурсы и выставки на иностранном языке

Участие школьников в различных творческих и интеллектуальных конкурсах на английском языке не только способствует «впитыванию» культуры страны изучаемого языка, но и развивает базовые компетенции, способствуя формированию творческой и гармоничной личности.

Участие школьников в различных творческих и интеллектуальных конкурсах на английском языке не только способствует «впитыванию» культуры страны изучаемого языка, но и развивает базовые компетенции, способствуя формированию творческой и гармоничной личности.

С 2011 ПНМС «Сибирская ассоциация учителей и преподавателей иностранных языков», Факультет иностранных языков ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», ЭМС «Релод-Новосибирск», магазин иностранной книги «Оксбридж» проводит областные интеллектуальные игры «Калейдоскоп культур» на английском языке среди школьников г. Новосибирска и Новосибирской области. Команда Новосибирской классической гимназии под моим руководством неизменно готовится к играм, принимает в них участие, входит в десятку лучших по результатам последних лет.

Творческих потенциал учащиеся реализуют в театральных постановках и конкурсах чтецов на английском языке. В 2016 году два ученика приняли участие в I Областном литературном фестивале, посвященном юбилейным датам зарубежных писателей. В следующем, 2016 году, две ученицы также приняли участие I Областном литературном фестивале, одна из которых была отмечена дипломом.

Учащиеся гимназии также приняли участие в Гала-концерте лучших номеров II Областного литературного фестиваля, посвященного юбилейным датам зарубежных писателей (декабрь 2016 г.).

В 2014 году мною разработана авторская программа подготовки к участию в городских интеллектуальных играх на английском языке среди школьников г. Новосибирска «Калейдоскоп культур». В дополнение к этому, в 2014-15, 2015-16, 2016-17 учебных годах в рамках недели иностранного языка в гимназии №17 мной были организованы интеллектуальные игры для учащихся 9-11 классов, содержащие как языковые, так и задания страноведческого характера, требующие от учеников знаний в области истории английского языка, географии и политики, и даже греческой мифологии.

Классное руководство

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько теплыми сложились отношения между участниками процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. Быть педагогом — это ответственно. Никакая другая профессия не ставит таких высоких требований к человеку, а классный руководитель – это особая миссия. Я переступаю порог моей гимназиии попадаю на огромную планету – планету взаимоотношений. Без классного руководства это был бы не тот мир.

В 2017 году выпускники моего 11А класса получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании и успешно поступили в высшие учебные заведения городов России (Новосибирска, Москвы, Санк-Петербурга, Томска) и зарубежных стран (Чехии, Китая). Это заслуга самих учеников, учителей-предметников нашей гимназии, которые ответственно и неустанно готовили будущих выпускников к поступлению, но я надеюсь, что я как классный руководитель каким-то образом повлияла на их взрослую жизнь. Мой класс – это мои дети! В течение 7 лет мы бок о бок преодолевали препятствия и неизменно выходили победителями из всех ситуаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень мотивации обучающихся

В начале учебного года я обязательно провожу тест на выявление аудиалов, визуалов и кинестетиков в группе. Результаты тестов служат мне в течение всего процесса обучения и помогают мне грамотно выстроить ход урока (предъявление материала, чередование разных видов деятельности на уроке), что, на мой взгляд, является и здоровьесберегающим фактором. Кроме этого, и в начале, и в конце учебного года, провожу тест на определение психологического настроя и мотивации к изучению английского языка.

Данные анкетного опроса «Методика незаконченного предложения», проведенного дважды в классе с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, в одни и те же сроки (начало 2 четверти и конец 3 четверти 2015-2018 уч. г.), представлены в Таблице 6.

Таблица 6: Исследование мотивации к изучению английского языка.

Английский язык для меня…

2016г.
7 класс (14 человек)

2016г.
7 класс (14 человек)

2017г.
8 класс (13 человек)

2018г.
8 класс (13 человек)

любимый предмет 7 чел. 6 чел. 5 чел. 5 чел.
возможность общаться с иностранцами 4 чел. 4 чел. 3 чел. 4 чел.
самый лучший предмет в школе 3 чел. 4 чел. 5 чел. 4 чел.
При изучении английского языка языка у меня возникают чувства…
радость/наслаждение 10 чел. 5 чел. 5 чел. 7 чел.
познания нового 6 чел. 6 чел.
тревоги / непонимание предмета 10 чел. 5 чел. 2 чел. 0 чел.
Английский язык мне даётся…
иногда легко, но бывает трудно 10 чел. 5 чел. 6 чел. 7 чел.
с трудом 4 чел. 3 чел. 6 чел. 0 чел.
я стараюсь 0 чел. 6 чел. 3 чел. 11 чел.
Английский язык окрашен для меня…
яркие цвета 7 чел. 10 чел. 10 чел. 9 чел.
белый, т.к. свет 6 чел. 4 чел. 4 чел. 5 чел.
серый, тёмно-зелёный 1 чел. 0 чел. 0 чел. 0 чел.

У учащихся наблюдается рост мотивации к изучению английского языка, большинство считают его полезным, необходимым, интересным (в целом это больше 80%), а по опросу учащихся 8А класса позитивное восприятие учителя – абсолютное. Анкетирование проводил школьный психолог Трусов А.В.

В целях совершенствования своей профессиональной деятельности использую любые отвечающие моим поставленным задачам возможности. В их числе:

  • посещение семинаров и конференций районного, городского, регионального уровней, курсов по повышению квалификации, выставок учебной и справочной литературы, уроков своих коллег;
  • участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах для учителей, всероссийских конкурсах перевода (районный конкурс «Профессионал года – 2014»; очный этап Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал — 2016» по предмету «Иностранный язык» (VI место); Конкурс художественного перевода с английского языка на русский, организованный Британским Советом в Год языка и литературы Великобритании и России 2016, и пр.);
  • обсуждение проблем преподавания английского языка на образовательных сайтах (http://www.britishcouncil.ru/, https://edugalaxy.intel.ru/, https://www.pearsonelt.com, http://www.prodlenka.org/, http://teacherslovesmartboards.com/ и др.).

Курсы повышения квалификации

  • «Коммуникативные аспекты государственно-общественного управления образованием», ГАОУ ДПО «ВГАПО». 27.11.2014-19.11.2014гг., 36 часов.
  • «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в свете гуманитарной методологии науки о воспитании», ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». 10.11.2014-29.11.2014гг. 108 часов.
  • «Подготовка председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ЕГЭ», ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» 16.11.2015-30.11.2015г.г., 72 часа.
  • «Реализация ФГОС с использованием электронных форм учебника», ГБУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий». 30.01.17-28.02.2017г., 72 часа.

Качественная результативность

Результаты за 2013-2014 учебный год:

Результаты на уровне города
  • Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки команды к участию в интеллектуальных играх «Калейдоскоп культур» на английском языке среди учащихся 9-11 классов, (05.11. 2013г., 18.04.2014г.)
Результаты на уровне области
  • Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки к областной НПК по английскому языку среди 7-8 классов учащейся Агачёвой Дарьи (16.05.2014г.)
Результаты на международном уровне
  • Благодарственное письмо Всероссийского конкурса «Британский Бульдог»

Результаты за 2014-2015 учебный год:

Результаты на уровне города
  • Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки команды к участию к интеллектуальным играм «Калейдоскоп культур» на английском языке среди учащихся 9-11 классов (15.12. 2014г., 18.04.2014г.).
  • Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии г. Новосибирска за подготовку к XXXIV Городской открытой научно-практической конференции учащихся «Сибирь».
  • Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии города Новосибирска по итогам работы в 2014/2015 учебном году
  • Диплом лауреата районного конкурса «Профессионал года – 2014» в номинации «Учитель года»
  • Лауреат районного этапа городского конкурса «Инновационные методики и технологии в образовании» в номинации «Открытый урок (учебное занятие)» (2015г.).
  • Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии города Новосибирска по итогам работы в 2014/2015 учебном году
Результаты на уровне области
  • Благодарственное письмо за выступление на областной научно-практической конференции НИПКиПРО «Английский язык в современной школе» (тема: «Современный УМК по английскому языку: какой он? УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык»)
  • Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки лауреата I степени X региональной научно-практической конференции школьников «Эврика»
Результаты на международном уровне
  • Победители и призёры Международного конкурса «Британский Бульдог»

Результаты за 2015-2016 учебный год:

Результаты на уровне города
  • Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии г. Новосибирска за подготовку к XXXIV Городской открытой научно-практической конференции учащихся «Сибирь».
  • Диплом лауреата районного конкурса «Профессионал года – 2014» в номинации «Учитель года»
  • Лауреат районного этапа городского конкурса «Инновационные методики и технологии в образовании» в номинации «Открытый урок (учебное занятие)» (2015г.).
Результаты на уровне области
  • Благодарственные письма ректора ФГБОУ ВПО «НГПУ» за высокий уровень подготовки команды к участию в интеллектуальной игре «Калейдоскоп культур» на английском языке среди учащихся 9-11 классов.
  • Выступление на областной научно-практической конференции НИПКиПРО «Английский язык в современной школе» (тема: «Современный УМК по английскому языку: какой он? УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой “Английский язык”»).
  • Благодарственное письмо за подготовку лауреат I степени X региональной научно-практической конференции школьников «Эврика».
  • Сертификат участника очного этапа Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал-2016» по предмету «Иностранный язык» (IVместо).
Результаты на международном уровне
  • Победители и призёры Международного конкурса «Британский Бульдог».

Результаты за 2016-2017 учебный год:

Результаты на уровне города
  • Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии города Новосибирска (2016г.)
Результаты на уровне области
  • Благодарственные письма ректора ФГБОУ ВПО «НГПУ» за высокий уровень подготовки команды к участию в интеллектуальной игре «Калейдоскоп культур» на английском языке среди учащихся 9-11 классов.
  • Свидетельство о публикации в электронном издании «Инновационные уроки в школьной программе: избранные работы методического фестиваля «Урок XXI века» 2013–2015 гг.» [Электронный ресурс]: электронное издание. – Новосибирск: НГПУ, 2016.
  • Почетная грамота Департамента образования Мэрии города Новосибирска, 2017г.

Распространение педагогического опыта

Однако не только участие, но и выступления на конференциях и методических школах – важный этап в самообразовании учителя. Как сказал Генри Форд, “Coming together is a beginning. Keeping together is progress. Workingtogetherissuccess”. (Примерный перевод этого незамысловатого высказывания таков: «Собраться вместе – это только начало. Держаться вместе – уже прогресс. Работать вместе – ключ к успеху»). Успех приходит к людям в совместной деятельности.

Начиная с 2013 года, постепенно преодолевая собственный страх перед аудиторией, состоящей в большинстве случаев из людей более опытных, стараюсь как можно чаще выступать на заседаниях школьного методического объединения учителей иностранных языков, на педагогических советах, научно-практических конференциях разного уровня.

Темы последних выступлений:

  • «Организация проектной деятельности на уроках в рамках НПО “Телешкола”», педсовет МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», 04.03.2013г.;
  • «Индивидуализация учебного процесса через проектную деятельность», региональный информационно-методический семинар: «Опыт работы образовательных учреждений на муниципальном и школьном уровнях в проекте СДШ НСО», 12.11.2013г.;
  • урок для старших школьников “Carnivoresvs. Herbivores”, проведенный в качестве эксперта Методического фестиваля «Урок XXI века» в рамках Международного форума Interra’13;
  • уроки для 7 класса по темам “ExtremeSports” и “AttheAirport”, проведенные в рамках конкурса «Профессионал года – 2014», благодаря последнему из которых в 2015 году был присвоен диплом лауреата районного этапа городского конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении» в номинации «Открытый урок (учебное занятие)» «Лучшая инновационная методика учителя-предметника гуманитарного цикла»);
  • классные часы по темам «Глобальные проблемы современности (урок-размышление)»; «Социальные сети: за и против (круглый стол)»; «Безопасность и развлечения в Интернете»; «Ода Ленинскому району»; «Пусть мирным будет небо… (К 70-летию Великой войны)»;
  • выступление на областной научно-практической конференции НИПКиПРО «Английский язык в современной школе» (тема: «Современный УМК по английскому языку: какой он? УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык»);
  • выступление на областной научно-практической конференции НИПКиПРО «Английский язык в современной школе» (тема: «Современный УМК по английскому языку: какой он? УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой “Английский язык”»);
  • публикация в электронном издании «Инновационные уроки в школьной программе: избранные работы методического фестиваля «Урок XXI века» 2013–2015 гг.» [Электронный ресурс]: электронное издание. – Новосибирск: НГПУ, 2016.
  • с целью обмена также создан персональный сайт учителя английского языка – https://juliateach.ru.

Профессиональные конкурсы

Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах для учителей, всероссийских конкурсах перевода (районный конкурс «Профессионал года – 2014»; очный этап Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал — 2016» по предмету «Иностранный язык» (VI место); Конкурс художественного перевода с английского языка на русский, организованный Британским Советом в Год языка и литературы Великобритании и России 2016, и пр.) способствует совершенствованию моей профессиональной деятельности. В 2014-2015 учебном году я приняла участие в районного конкурса «Профессионал года – 2014» в номинации «Учитель года», за что получила Диплом лауреата районного конкурса «Профессионал года – 2014» в номинации «Учитель года».

В том же учебном году в районном этапе городского конкурса «Инновационные методики и технологии в образовании» в номинации «Открытый урок (учебное занятие)» (2015г.) стала лауреатом.

В прошлом учебном году 30 марта 2016 г. на базе ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО» была проведена областная олимпиада «Учитель-профессионал» среди учителей русского языка и литературы и учителей иностранного языка. В результате мной заработан сертификат участника очного этапа Областной предметной олимпиады «Учитель-профессионал-2016» по предмету «Иностранный язык» (88 баллов из 100 — V место).

Предметная комиссия по проверке ЕГЭ

С 2014 года вхожу в состав предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области.

Эксперты предметных комиссий регулярно проходят обучение на вебинарах, семинарах, а также проходят дистанционную подготовку в Интернет-системе обучения экспертов предметных комиссий, включая обучение приёмам оценивания ответов учащихся,знакомство с критериями оценивания, прохождение различных тренингов по оцениванию ответов учащихся, сравнение с эталонными оценками, подготовку к проведению зачётных заданий и сдачу итогового зачёта.

По итогам работы в 2014-2015 учебном году награждена благодарственными письмами Городского центра развития образования (2015г.) и Главного управления образования мэрии города Новосибирска, в 2016-2017 учебном году – Почетной грамотой Департамента образования мэрии города Новосибирска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своего самоанализа педагогической деятельности хотелось бы сказать о том, что я со своей стороны буду стараться и дальше, каждый раз по-новому переживая отрезок жизни под названием урок, искать новые способы сделать его запоминающимся, ярким и полезным для ученика, чтобы он и вне стен школы хотел продолжить поисковую деятельность. Никогда не бояться раскрывать детям свою душу, быть не только «фасилитатором», но и другом, помощником и, конечно, примером для учеников.

И самым лучшим результатом будут детские знания, воспитанность, человечность и интерес к новому и неизведанному!