Моя педагогическая философия
Ничего на свете не может быть лучше,
чем возвращаться туда,
где тебя любят и ждут,
где тепло и горит свет.(Олег Рой “Банкротство мнимых ценностей”).
Мой класс
Первое сентября. Передо мною почти три десятка заинтересованных пар глаз. В них – бездонное море чувств. Вопросов, сомнений и любопытства, которое свойственно всем детям. У каждого свой характер, свои интересы и своя подчас не очень легкая судьба. Мой класс. И от этого понимания у меня в горле на некоторое время встает комок, ладони увлажняются, а сердце начинает стучать быстрее.
Но вскоре все наладится. Потому что наступят привычные будни со всем этим ворохом дел, сложными темами и невероятными по объему домашними заданиями. Ежедневные маленькие проблемы, поиск совместных решений и, безусловно, победы вперемешку с неудачами. Главное – успеть протянуть руку! Из этого и формируется моя педагогическая философия.
Общество мёртвых поэтов
Размышляя о том, почему я выбрала такую нелегкую профессию, я вдруг неожиданно и абсолютно точно всё понимаю! Главным толчком в формировании моего понимания слова «учитель» стал фильм «Общество мертвых поэтов».
Фильм с мистическим и непонятным названием. Фильм, который оставляет после себя только светлые чувства. Он пропитан жизнью, молодостью и авантюризмом молодых ребят. Но фильм для меня, прежде всего, об Учителе. Учителе с большой буквы! Учителе, который воплощает в себе все самое ценное – любовь к людям, простоту, настойчивость и искренность. Учитель, который учит этим качествам своих подопечных. Учит их жить и получать наслаждение от совместного поиска и воплощения идей.
Carpe diem. Sieze the moment. Лови момент. Кто, как не ты, Учитель, можешь увидеть внутри ребенка особый, присущий только ему одному свет и развить его. Дать ему выход.
Вот к какому идеалу нужно стремиться! Вот в чём заключается моя педагогическая философия! Не развить в детях жажду получения и накопления знаний ради самого знания. Не заставлять беспрекословно выполнять наставления, нет! Прежде всего — вдохновлять на поиск своего пути, своей роли в обществе, формировать целостную личность, мыслящего человека — homo sapiens, готового к встрече с трудностями, к принятию решений. Помогать самостоятельно определить цель своего существования, направляя и подбадривая. Вот в чем высший замысел, вот то, чего ждут в душе и сами ученики!
Учитель с большой буквы
И передо мной всегда было множество достойных примеров того, каким должен быть Учитель! Люди с прекрасной душой, незаменимые помощники, те, которые не просто преподносят свысока истину, а учат находить её. Ведь, в конце концов, для меня возвращение именно в ту школу, которая была для меня родной, означало приход осознания своего места в жизни.
Размышляя о самом процессе образования, я наталкиваюсь на мысль, что оно в первую очередь происходит в неразрывной связи с обществом и его потребностями в определенный исторический момент. Главной его целью выступает развитие идей самого ребенка, стимулирование роста, помощь в отборе всего лучшего из всего многообразия духовного, нравственного и интеллектуального наследия. Способности ребенка должны пробуждаться под воздействием каких-либо социальных условий. Чем я смогу помочь ему в этом?
В результате ответ приходит сам собой: на уроках английского языка подобное включение достигается при помощи создания проблемных жизненных ситуаций, групповой и парной работы, любого взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем.
Будущий член общества должен уметь применять знания, полученные в стенах школы. Ведь как говорила героиня глубоко философской книги Джерома Дэвида Сэлинджера, Френни, разочарованная в системе образования в колледже, «знание — во всяком случае, знание ради знания — это хуже всего. Это самое непростительное».
Личность ребенка
С другой стороны, существует более важный аспект – опора на личность ребенка, психическая сторона процесса. Невозможно представить себе процесс образования без отправной точки в виде учета способностей ребенка. В соответствии с этим, основой своего жизненного и профессионального кредо я считаю слова основоположника педагогики Адольфа Дистервега, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием». Без активной позиции самого ребенка процесс образования превращается в давление извне.
И я со своей стороны буду стараться и дальше, каждый раз по-новому переживая отрезок жизни под названием урок, искать новые способы сделать его запоминающимся, ярким и полезным для ученика. Никогда не бояться раскрывать детям свою душу, быть не только «фасилитатором», но и другом, помощником и, конечно, примером для учеников. И самым лучшим результатом будут детские знания, воспитанность, человечность и интерес к новому и неизведанному!
ЭССЕ — Моя педагогическая философия,
(Гулевич Юлия Николаевна).