Сетевое педагогическое сообщество учителей иностранного языка как платформа неформального образования педагогов

18.02.2022 0 Автор Julia Gulevich

Гулевич Ю.Н.,

учитель английского языка в.к.к.

МБОУ Новосибирской классической гимназии №17

Добрый день, уважаемые коллеги! Итак, хочу начать с того, что создание сетевого сообщества учителей иностранного языка произошло в марте этого года на сайте Новосибирской открытой образовательной сети. Конечно, это большой праздник для нас, так как первые сообщества на данном портале уже существовали довольно давно. По идее создателей, «сообщество учителей иностранного языка создаст условия для общения, обмена опытом, оказания методической поддержки и помощи по вопросам, которые возникают в работе учителя иностранного языка на современном этапе развития образования».  Администратором сообщества выступила Щукина Ирина Андреевна, модератором на начальном этапе и далее — Мельников Алексей Владимирович, к нему позже присоединились учителя английского, немецкого и французского языков, принимающие активное участие в работе сообществ.

Позвольте представить вам результаты работы сообщества, осветить некоторые проблемы, возникшие в ходе его работы и рассказать о перспективах, так сказать, изнутри.

Актуальность

Начать я бы хотела с актуальности развития данного направления среди учителей иностранного языка, так как в Сибирском регионе существовало лишь одно методическое сообщество учителей иностранного языка — Сибирская ассоциация учителей иностранного языка, которая является проектом факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО НГПУ.

(председатель профессионального научно-методического сообщества «Сибирская ассоциация учителей и преподавателей иностранных языков» – Костина Екатерина Алексеевна, кандидат пед. наук, декан ФИЯ ФГБОУ ВО «НГПУ», доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВО «НГПУ», Заместитель председателя – Цепкова Анна Васильевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВО «НГПУ» – 395 участников в сети вконтакте).

Существуют также областные сообщества, которые предполагают как активное членство, так и информационный обмен.

В настоящее время крайне важно вовлечение учителей в профессиональные сообщества, где формируется методическое пространство, позволяющее педагогам повысить свой профессиональный уровень. Однако с технической точки зрения недостаточно использовать как платформу для обмена опытом сайт социальной сети, ведь для  формирования мотивации педагога на преобразование своей деятельности, использование в педагогической практике эффективных систем, технологий, форм и средств обучения необходимы также различные формы и средства для обмена опытом, такие как форум, чат, лаборатория, мастерская, видеопереговорная и многие другие возможности.

На слайде вы можете ознакомиться с принципами и задачами профессиональных сетевых сообществ. Я думаю, все присутствующие и многие зрители согласятся с их огромным потенциалом, ведь СПС создают условия для поддержки непрерывного образования и личностного развития педагога.

Непрерывное образование осуществляется в данном случае посредством неформального повышения квалификации в форме активного участия педагогического работника в деятельности сетевых профессиональных сообществ. Инновационная деятельность сетевых методических объединений решает не только задачи внедрения современных образовательных технологий, но и задачи его личностного роста.

Участие педагогов в работе сетевых сообществ – прежде всего путь к профессиональному росту, повышение уровня профессиональной компетенции. Это означает не только изучение инновационного опыта коллег, приобретение педагогом неформального дистанционного образования, но и обучение через совместную деятельность членов сообщества, распространение собственного опыта образовательной деятельности путем участия в профессиональных сетевых конкурсах регионального и федерального уровня. Сетевое педагогическое сообщество становится трибуной для распространения опыта внедрения успешных педагогических практик.

Я думаю, все согласятся с тем, что в современном мире неформальное образование зачастую конкурирует с формальным и по степени доступности, и по качеству.  

Неформальная модель образования в сетевых сообществах осуществляется в форме организации информационного обмена: научно-практических онлайн-семинаров и видеоконференций, вебинаров по актуальным проблемам образования, и дополняется формальным образованием посредством реализации образовательных программ дистанционных курсов повышения квалификации. Слушатели открытых курсов в сетевых профессиональных сообществах имеют возможность подобрать образовательную программу, соответствующую индивидуальным потребностям и бюджетным возможностям. Данные формы позволяют восполнить профессиональные дефициты педагога, обеспечить применение освоенного теоретического материала в педагогической практике.

Принципами работы профессиональных сетевых сообществ являются: – взаимосвязь научных теоретических положений и педагогической практики; – инновационный характер деятельности; – наличие системы поддержки молодых педагогов; – добровольность участия в работе сообщества; – нацеленность участников сообщества на продуктивную деятельность; – личная мотивация участников сообщества.

Задачами педагогических профессиональных сообществ являются: – совершенствование системы методического обеспечения образования за счет внедрения современных образовательных технологий и инновационных методов обучения; – обеспечение открытого обсуждения актуальных вопросов образования; – совершенствование профессионального мастерства педагогов; – организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде.

Направления деятельности Участники сетевого педагогического сообщества, как правило, осуществляют деятельность в следующих направлениях:

  • методическая – инициация обсуждения проблемных педагогических вопросов, создание методических и дидактических материалов;
  • проектировочная – разработка мастерклассов, тренингов, дистанционных курсов для участников сообщества, создание и реализация сетевых проектов для учащихся;
  • образовательная – самообразование в процессе участия в дистанционных тренингах либо мастер-классах.

Результаты работы сообщества учителей иностранных языков

Позволило эффективно организовать взаимодействия между самими учителями, во-вторых размещение методических материалов в свободном доступе повысило эффективность внедрения педагогических практик. Сообщество становится площадкой для объединения всех учителей.

Работа продолжилась конкурсом «Современный мультимедийный урок» Конкурс «Современный мультимедийный урок» провел осенью 2018 года Областной центр информационных технологий для учителей иностранного языка, физики, химии, физической культуры, географии, биологии, истории и обществознания, предметных областей «Технология» и «Искусство»

Шаг за шагом осваивали возможности лаборатории, дискуссионного клуба. Коллеги выполняли все задания с радостью, отмелили пользу таких мероприятий для самообразования и повышения уровня. Результате медиатека постепенно пополнялась технологическими картами, интерне-ресурсами.

Сетевые сообщества предоставляют педагогам не только базы методических разработок уроков и занятий внеурочной деятельностью в режиме открытого доступа, но и площадки для публикации собственных методических и дидактических материалов. Многие материалы проходят методическую экспертизу у специалистов, представителей ОБЛЦит

Члены сообщества приняли участие в региональном конкурсе «Современный мультимедийный урок», который проводил ОблЦИТ. Свои работы на конкурс представили 41 учитель иностранных языков из различных образовательных учреждений от крупных школ областного центра до небольших сельских школ в районах Новосибирской области. 

Важным фактором работы сетевых педагогических сообществ является в этом случае социальное партнерство с общественными организациями.

За время работы сообщества было организовано Большое количество сетевых активностей. Остановлюсь на некоторых из них. Педагогами был оганизован и размещен банк обучающих материалов. Педагоги могут познакомиться с инструкциями, памятками…

Проблемы, возникшие на первом этапе, я думаю, не чужды другим сообществам предметников. На первом же, вводном мастер-классе, стали возникать проблемы двух характеров. Первые касались низкой ИКТ-компетенции вплоть до владения электронной почтой. Второй проблемой оказалось нежелание педагогов

Помещая собственные материалы и вынося их на обсуждение, члены сообщества, оценивая информацию, помогают автору вносить необходимые дополнения и пояснения в свои работы. И вот здесь мы встречаем подводные камни: учитель – личность амбициозная и зачастую негативно относится к обсуждению собственных работ, ярко проявляет нежелание совершенствовать свой материал! Именно этим я объясняю нежелание многих педагогов делиться опытом, распространять собственный материал в сети, в том числе и в сетевых сообществах.

Вовлеки меня, и я научусь. Благодаря умелому тьюторскому сопровождению и использованию удаленного взаимодействия в самые дальние районы НСО помощь пришла в самые отдаленные районы (Кыштовский район, Тогучинский район, Ордынский район, Чулымский район, Ракитянский район, поселок Краснообск, Алтайский край (Благовещенский район, с. Павловск, с. Орлово).

Каковы же результаты работы сетевого педагогического сообщества учителей области «Иностранный язык»?

Давно известна истина, что получение вузовского диплома — не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.       

Единое информационно-образовательное пространство позволило иметь доступ к информации и общаться в сетевом формате в рамках района.

Работа в сетевом педагогическом сообществе открыла возможность повышения профессионального мастерства в интерактивном режиме всеми педагогическими работниками.

Участие в профессиональных сетевых тренингах повысило ИКТ-компетентность и позволило непрерывно обмениваться опытом работы.

Ну а это только начало. Мы надеемся, что наша работа будет востребована… В перспективе – участие в сетевых проектах со школьниками, что может повысить навыки проектно-исследовательской деятельности, что на практике обеспечивает деятельностный подход в обучении и воспитании в соответствии с ФГОС.