«Английский язык». Оценка учебного издания
Оценка учебного издания
МБОУ Новосибирская классическая гимназия №17,
группа экспертов: Терджанян И.В., Гулевич Ю.Н., Дрянных Е.В.
Современный УМК: какой он? Оценка учебного издания «Английский язык» (4 ступени обучения) авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Р. Араванис, Дж. Вассилакиса издательства «Русское слово».
Мы бы хотели представить вам линию методического комплекта по английскому языку со 2 по 11 класс, который не так давно появился в издательстве «Русское слово». Авторами-составителями курса являются Юлия Александровна Комарова и Ирина Владимировна Ларионова.
Прежде всего хотелось бы остановиться на таком моменте, как Федеральные государственные образовательные стандарты.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Т.е. мы как учителя оказываем образовательные услуги, заказчиками которых является общество, законные представители ребенка и правительство нашей страны. По сути, он представляет собой совокупность трех требований:
- условия организации образовательных программ;
- структура образовательных программ;
- результаты освоения основных образовательных программ.
В новых стандартах проявились и новые результаты. Помимо предметных (усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков) появились метапредметные (компетентностные) результаты – обобщенные, универсальные способы деятельности; а также личностные (ценностные ориентации ребенка).
В соответствии с новой целью образования, которая состоит не в том, чтобы просто дать детям какой-то объем знаний, а в общекультурном, личностном и познавательном развитии учащихся, обеспечивающей такую ключевую компетенцию как «научить учиться«, появляются и новые технологии обучения (критическое мышление, проблемно-деятельностный подход, использование информационно-коммуникационных технологий). Безусловно, новые стандарты диктуют новые подходы. Следовательно, и новые средства.
Итак, перейдем собственно к самой оценке учебного издания данного учебно-методического комплекта.
Оценка учебного издания
Программа нацелена на реализацию интегративного подхода, представляющего из себя совокупность личностно ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению английскому языку.
Как заявляют сами составители, в данном УМК учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий на ступенях начального, среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность между программами для учащихся начальной, средней и старшей школ. Предлагаем немного подробнее остановиться на несомненных преимуществах данного методического комплекта.
Прежде всего хотелось бы отметить систему фонетических упражнений, нацеленных на формирование и отработку артикуляторных и слухо-произносительных навыков учащихся. Начиная с учебника 2ого класса и заканчивая 11, существует четкая система. Следует отметить, что так называемый пропедевтический курс как таковой в учебнике для второго класса отсутствует. Детей знакомят вначале с согласными звуками английского языка, которые в какой-то мере походят на звуки русского. И уже потом происходит дифференциация гласных звуков при помощи чантов.
Существенным недостатком является то, что здороваться и знакомиться ученики начинают лишь после восьми усиленных занятий транскрипцией и буквами английского языка. В старших классах идет продолжение над произносительными навыками, за это отвечают разделы Pronunciation File и Say it Right в рабочих тетрадях.
Немаловажным в оценке учебного издания является тот факт, что в учебнике достаточно заданий, направленных на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения. Ведь, по сути, на говорение должно отводиться около 50% всего времени. В этом ученикам помогают разговорные клише. В результате у учеников развиваются помимо коммуникативных регулятивные, а также личностные УУД.
Использование текстов социокультурной направленности как основы формирования у учащихся представления о многообразии мира, воспитания толерантности, открытоски и готовности к межкультурному диалогу.
Программа позволяет осуществлять межпредметные связи, что является фактором оптимизации процесса обучения ИЯ. Эти разделы помещены в раздел CLIL (Content and Language Integrative Learning). Следует отметить, что такие уроки построены от простого к сложному. А материал является буквально повторением того, что учащиеся узнали на предыдущих ступенях обучения по другим дисциплинам, включая все области научного знания от физики и оптики до физической культуры.
Ключевые моменты
В результате можно отметить следующий положительный момент – наличие проектных заданий после каждого надпредметного раздела. Ведь в соответствии с ФГОС, проект должен являться основополагающим видом деятельности учеников, и сочетать в себе познавательные, личностные, регулятивные и компетентностные УУД. В связи с этим проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций стала основной для отечественной школы. Повторимся, результатом деятельности образовательного учреждения должна явиться не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетенций в учебно-познавательной, коммуникативной, интеллектуальной, гражданско-правовой, социально-трудовой, информационной и многих других сферах. Безусловно, это само по себе крайне важно, ведь они определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Однако из-за того, что они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, возникает необходимость использования такого вида деятельности на уроках, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. И особое место среди таких методов занимает проектная технология.
Наличие языкового портфеля также немаловажно, как на начальном этапе, так и при систематизации материала на старшей ступени обучения. Материалы способствуют развитию у учащихся навыков рефлексии и самоконтроля.
Формирование и развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного чтения текстов различных жанров проходит в разделах «Читаем с удовольствием», «Reading», — в процессе чтения у учащихся происходит формирование и развитие личностных, компетентностных и познавательных УУД. Однако стоит отметить чрезмерность объема содержания некоторых текстов
Как не хотелось бы нам иногда об этом говорить, однако в соответствии со стандартами для старшей школы, принятыми в 2012 году, 3им основным предметом для сдачи в 11 классе является иностранный язык. Это ставит нас перед выбором правильного УМК, в котором бы задания именно такого формата. В учебниках для 10 и 11 классах присутствуют дополнительные разделы, содержащие информацию и рекомендации по говорению, письму и грамматике. Экзаменационные разделы в формате ЕГЭ представляют собой стратегии по выполнению разных типов заданий на русском языке, а также 1 вариант КИМ в рабочей тетради. К минусам данного издания можно также отнести отсутствие в книге для учителя тестовых работ и контрольно-измерительных материалов на среднем этапе обучения английскому языку.
Вывод
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки, в результате оценка учебного издания «Английский язык» авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Р. Араванис, Дж. Вассилакиса издательства «Русское слово» совместно с издательством «Макмиллан» отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, а обучение по данному УМК способствует:
- Формированию у учащихся потребности в самостоятельном приобретении знаний и желания дальнейшего овладения иностранными языками;
- Развитию у учащихся способности к социальному взаимодействию, предполагающему сотрудничество и совместный поиск путей решения проблем различного характера;
- Интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся;
- Упрочению интереса к изучению языка и культуры англоязычных стран, формирование позитивного отношения к народам и культурам изучаемого языка;
- Более эффективному формированию УУД.