Анализ посещенного урока
- Цель и задачи урока
- Содержание урока
- Формы обучения
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Методы обучения
- Средства обучения
- Педагогическая культура учителя
- Общий анализ посещенного урока
Цель и задачи урока
Я решила провести анализ посещенного урока на лечебном факультете Новосибирского государственного медицинского факультета. Английский язык здесь не является профилирующим предметом. В итоге на его изучение отводится крайне мало часов, за которые студенты должны усвоить как можно больше материала на медицинскую тему.
Более того, у преподавателей крайне мало возможностей отводить главенствующую роль личностному развитию учащихся. Предполагается, что таковы цели в средних общеобразовательных учреждениях. Однако преподаватель старается все-таки иногда касаться темы личностных качеств студентов.
В начале курса преподаватель провел ряд тестов, позволивших определить уровень личностного развития учащихся. Их интересы и пристрастия. И, в результате, выделил цели и задачи, которые наиболее уместны в данной группе.
- Основная цель: провести анализ посещенного урока;
- Практическая цель урока: развитие умений в чтении;
- Задача 1. Познакомить со случаями употребления в речи Present Participle;
- Задача 2. Познакомить с новой лексикой.
Тема урока – «Classes and Examinations» — «Уроки и экзамены» — напрямую связана с поставленной воспитательной целью: формирование ответственного отношения к образованию. Данная цель предполагает осознание ценностной ориентации учащимися, и напрямую связана с их интересами на данной стадии развития – образованием.
В начале семинара преподаватель четко поставил перед учащимися задачи предстоящей деятельности и убедился в правильности их понимания. Все задачи, в том числе – познакомить студентов с системой образования в Великобритании, были мастерски выполнены в течение семинара.
Содержание урока
Содержание урока было напрямую связано с предыдущим материалом – «Медицинский институт», поскольку на данном уроке рассматривалась система медицинского образования в других странах, языковой материал был с опорой на пройденную недавно тематику.
В основу обсуждений были положены такие общечеловеческие ценности, как честность, ответственность, которые соответствуют интересам учащихся на данной ступени их развития и поэтому представляют для них большую ценность. В обсуждение также были включены такие глобальные проблемы, как несовершенство образовательной системы в России и за рубежом. К сожалению, для учащихся не было создано ситуации выбора содержания уроков.
Научно-теоретический уровень знаний, полученных студентами на данном уроке, был высок, но у учащихся не было возможности сравнить различные подходы к теме, поскольку учебная программа не предполагает этого. Однако они имели возможность высказать свое мнение, связать материал со своим опытом и практикой. Очень четко прослеживалась межпредметная связь – с такими предметами как фармакология и анатомия. Характер обучения на семинаре предполагал также развитие психических функций учащихся (памяти, внимания и мышления).
Формы обучения
Посещенный урок представляет собой изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид — учебный практикум. Цель — изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Организация урока:
- Проверка домашнего задания;
- Подготовка учащихся к усвоению;
- Изучение нового материала;
- Первичное закрепление знаний;
- Контроль и самопроверка знаний;
- Информация о домашнем задании.
Семинар организован логически стройно. Тем не менее, не была проведена первичная проверка усвоения знаний учащимися. А ведь это очень важно при изучении такой сложной грамматической темы. Не наблюдалось сочетания фронтальной групповой и индивидуальной форм работы на уроке, присутствовала только фронтальная.
Учащиеся выполняли несколько видов самостоятельной работы – письменный диктант и составление монолога на заданную тему. Также не было взаимного обучения и коллективной оценки. Учитель не осуществлял дифференцированного подхода к учащимся. Рефлексии по поводу сделанного и изученного на уроке, к сожалению, не проводилось, за недостатком времени.
Организация познавательной деятельности учащихся
Сопоставляя объемы нагрузки на память учащихся и их мышление, можно сделать вывод, что упор делался на процессы запоминания материала, а воображение не являлось ведущим процессом.
Преподаватель ориентировался на индивидуально-психологические особенности учащихся. Это помогало достигать наибольшего активизирующего эффекта, организовать познавательную деятельность учащихся с помощью создания ситуаций, в которых учащиеся сами должны отстаивать свое мнение. Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях. Ставить вопросы своим товарищам и преподавателям. А также заниматься обучением отстающих.
Преподаватель использовал такие принципы, как принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Принцип взаимообучения и принцип самообучения. В итоге у учеников сложилось личностно значимое отношение к информации, полученной на занятии.
Методы обучения
Проведя анализ посещенного урока было понятно, что на занятии преподаватель использовал не только традиционный граматико-переводный метод обучения, но и нетрадиционные.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. А исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволил пробудить у учащихся творческий интерес. Что в свою очередь всегда побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Эмоциональное воздействие на учащихся является методом, который пробуждает желание активно включится в процесс и заинтересованность. В результате учащиеся задавали много вопросов по материалу. Однако все равно по причине нехватки времени, соотношение творческой и воспроизводящей деятельности было в пользу последней.
Что же касается мотивации, то профессиональный интерес, безусловно, является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор учитывался также при составлении учебника. Поэтому у учащихся возникло желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии. Возникновению такого желания также способствовало то, что преподаватель всячески поощрял учеников, создавал «ситуации успеха».
В качестве текущего контроля знаний учителем была выбрана в первую очередь фронтальная, индивидуальная письменная форма контроля. Самоконтроль и саморегулирование позволили индивидуализи-ровать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений. Причем на протяжении всего урока преподаватель не дал ни одной негативной оценки.
Средства обучения
Преподавателем использовались только наглядные пособия – таблицы временных категорий глагола и Participle, эффективность которых неоспорима, они способствуют зрительному запоминанию информации.
Педагогическая культура учителя
Преподаватель имеет высокую манеру общения, культуру речи, а главное — комплекс нравственно-психологических свойств. Во-первых, это взаимопонимание и умение чувствовать состояние других участников общения. Во-вторых, умение правильно понимать полученную информацию. А также соблюдать нормы конфиденциальности и т.д.
Однако наряду с этим, педагог соблюдает чувство меры в общении со студентами, других сферах деятельности, умеет выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними, за что и является любимым преподавателем, согласно опросу в данной группе.
Более того, на занятии учитель проявил такие профессиональные принципы, как гуманизм, коллективизм, профессиональный долг, оптимизм, справедливость, авторитет, творческое отношение к профессиональной деятельности, выраженное в творческой инициативе, оригинальности и новизне педагогических решений, способности к импровизации. В результате, не наблюдалось актов агрессии и подавленности со стороны учащихся.
Общий анализ посещенного урока
В итоге, можно сказать следующее:
Преподаватель, к сожалению, использовал не все возможности для развития личности каждого ученика. Для повышения качества учебного процесса следует больше внимания уделять созданию и решению проблемных ситуаций. Таким образом, учащиеся будут получать новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Выполнила: студентка английского отделения
Гулевич Юлия Николаевна
Научные руководители: Федосеева И.А.,
Гребенкина А.А.