Содружество семьи и школы: векторы взаимодействия

17.04.2022 0 Автор Julia Gulevich

Воспитательное пространство. Что это? Я думаю, что в перечень ответов могут быть включены такие понятия, как школа, учреждение дополнительного образования,  центр культуры и учреждения подобного рода. И это правильно!

Но немаловажной и равноправной составляющей данного пространства объективно является семья. Возможно, даже ключевой составляющей. Первые навыки социального взаимодействия ребенок получает в семье. Первые представления и знания о социальном мире – из семьи. Можно сказать, семья – это первая модель мира в сознании человека.

Семья и школа — это как берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Наверное, педагогическая задача семьи состоит в том, чтобы компенсировать педагогические возможности других институтов, школы, в частности. Способны ли мы обеспечить непрерывность процесса воспитания, его систематичность? Идеи непрерывного воспитания так и останутся лозунгом, если этот процесс ежедневно или ежечасно будет прерываться в семье.

Получается, что целью наших педагогических усилий должна стать педагогическая культура семьи во имя укрепления духовных сил, физического здоровья и социальной устойчивости личности ребенка.

Признаки семьи

Как и любой педагогический процесс, она включает в себя три компонента:

  1. источник знаний о жизни, нормах поведения;
  2. источник формирования реального опыта путем вовлечения в реальную деятельность; при этом она должна характеризоваться креативностью, событийностью, игровым характером в зависимости от возрастного этапа;
  3. семья – референтная группа. Она должна быть способна выполнять нормативную и сравнительную функции, служить источником норм поведения.

Я думаю, все сейчас подумали о тех семьях, в которых даже при беглом знакомстве, не наблюдается некоторых признаков.… Или даже всех? Конечно, чтобы превратиться из т.н. «природной семьи» в семью «культурную», способную осуществлять процесс воспитания личности юного человечка, в сообщество, необходимо иметь здоровые семейные традиции, единые требования к социальной жизни, поведению, отношениям, общению.

Сергей Иосифович Гессен, который был не только философом, но и педагогом, говорил:

«В подобном сообществе родится так необходимое ребенку для полноценного роста ощущение социальной защищенности, поддержки, защиты и спасения».

Что же представляет собой социальное партнерство? Как тип взаимодействия, оно занимает промежуточное положение между социальной конкуренцией и социальным союзом. Общность ценностей и суммирование ресурсов. Конечно, это еще не содружество семьи и образования, и некий промежуточный этап на пути к нему.

Социально-педагогическое партнерство – это объединение совместных усилий лиц или образовательных учреждений для достижения общих целей; упорядочивание координационного взаимодействия систем образования и социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, с целью внедрения общенациональных, общегосударственных аспектов образования и воспитания, на основе которых представители разных субъектов собственности, групп населения, организаций и учреждений достигают желаемого консенсуса, организовывают совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике.

Не зря система образования заимствовала данный термин из других, экономических сфер. В первую очередь, потому что прагматический дух нашего времени навязывает нам мысль воспользоваться ресурсами семьи. Не только финансово-материальными. Информационный, интеллектуальный, социальный, трудовой, профессиональные ресурсы также могут быть актуализированы школой и направлены на решение воспитательных задач.

Особое значение приобретает проблема становления и развития партнерских отношений между школой и родителями, когда речь идет о «трудных» семьях. К слову, судя по нашим новостям и статистике Новосибирской области, количество семей группы «риска» уменьшается, и наиболее типичной становится семья не с одним ребенком, воспитательный потенциал которых намного ниже, а семьи с двумя и более детьми. Опыт работы с моим предыдущим выпуском показывает ту же статистику.

Каковы недостатки семейного воспитания? Наиболее распространенными отклонениями являются следующие:

  • неустойчивость воспитательного стиля родителей;
  • чрезмерность-недостаточность их требований/запретов;
  • гиперопека;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • реализация собственных комплексов, и др.

Различают:

  1. семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети;
  2. семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка;
  3. семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой значительно ниже, хотя в последнее время наметилась тенденция роста количества детей в семье.

Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных и “проблемных” семей.

Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Только рядом со взрослым, признающим в маленьком человеке личность, ребёнок может прожить детство во всей его полноте. Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Родители – главные социальные партнёры школы.

Каждая школа уделяет много внимания работе с родителями. Задачи и формы работы одинаковые почти у всех. Среди них:

  • повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы;
  • расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию совместных мероприятий, праздников, акций;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание помощи родителям в семейном воспитании;
  • совместная организация социальной защиты детей, организация здорового образа жизни в семье, в школе;
  • формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе, и прочие.

У нас в классе ведется целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% — пассив — родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.

На родительских собраниях мы разбираем такие важные вопросы, как возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании, особенности учебной деятельности подростков, досуг.

В классе довольно часто можно привлечь родителей, например, к внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но…Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.

Итак, какие же направления работы с родителями возможно организовать в будущем?

  • Организация родительского обучения;
  • взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями;
  • организация университета родительских знаний;
  • работа с молодыми родителями, молодыми семьями (семейные консультации).
  • вовлечение в органы школьного самоуправления.

 Социальный состав родителей и уровень образованности родителей разный.  Что дает партнёрства между семьёй и образовательным учреждением?

  • Знания в предметных областях
  • Развитие общеучебных и социальных навыков
  • Рост самоуважения
  • Психологическая комфортность
  • Обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов
  • Соблюдение этических норм и договорённостей
  • Поддержку и доверие.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Целью работы является воспитание успешной, социально-адаптированной и реализовавшейся личности обучающегося.

Задачи:

  • Повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы.
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию совместных мероприятий, праздников, акций.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  • Совместная организация социальной защиты детей, организация здорового образа жизни в семье, в школе
  • Формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе.

Именно для этих родителей и ведется целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.

  • Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал.
  • Формы сотрудничества. Вовлечение детей через КТД, День матери, семьи
  • Цикл классных часов «Семья + Я».
  • Концерты для родителей: Рождественский, к 8 Марта
  • Общешкольные родительские конференции, классные родительские собрания, инд.  беседы, патрулирование в микрорайоне
  • Организация семейного досуга: Дни здоровья, походы, экскурсии, школа выходного дня, поездки на предприятия, встречи по профориентации
  • Участие родителей в городских, областных конкурсах: родитель года
  • Взаимодействие с ОСР территориальных округов и Центром «Леда», МУ «Центр охраны прав детства» и др. инспекторами по правонарушениям.

Огромна работа социального педагога, педагога-психолога с социальными семьями.

Созданы условия для проведения мероприятий, которые помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга. Все классные дела мы стараемся проводить совместно с родителями. Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры. Стало уже традицией проводить “Дни именинников”, “Семейные посиделки”, “Веселые старты”, праздники к красным датам календаря, в которых родители принимают самое активное участие. Благодаря этим мероприятиям дети получают любовь и уважение, родители привязанность к своим детям.

Взаимодействие классного руководителя и родительского комитета:

  • Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов – ответов, диспуты, дни открытых дверей.
  • Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии.
  • Всегда мы вместе взрослые и дети: школа выходного дня «Семья в лучах солнца»,  семейные выезды на природу, университет педагогических знаний, родительский всеобуч по разным направлениям.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов.

Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.

“В подобном сообществе родится так необходимое ребенку для полноценного роста ощущение социальной защищенности, поддержки, защиты и «спасения»”

(С.И. Гессен)

Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе. А как повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организуем специальные встречи с отцами детей, проводим конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др. Возобновил работу Институт отцовства!

Таким образом, включение семьи в образовательное пространство – это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который утверждал: «Задача школы и родителей — дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье».

Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Эффективность воспитательной системы любого образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие.

Я провела всю мою жизнь с 7 лет либо в школе, либо по пути в школу и из нее, либо говоря и обсуждая то, что происходит в школе.

Последние 10 лет я делала одно и то же. Не нужно говорить, что за эти годы я наблюдала разные методы. Мы знаем, почему дети не учатся. Мы знаем почему,  мы это обсуждаем. Это либо бедность, либо низкая посещаемость, негативное влияние сверстников, социальных сетей… Мы знаем, почему. Но одна из вещей, которые мы не обсуждаем или редко обсуждаем – это ценность и важность человеческих взаимоотношений.