Педагогическая практика ФИЯ
Задания для студентов 4 курса
- Изучение школьника, составление психолого-педагогической характеристики личности;
- Проведение воспитательного дела, психолого-педагогического анализа этого дела.
Для выполнения 1 задания студенты должны использовать различные методы изучения личности школьника: повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащегося; беседы с учеником, учителями и родителями; изучение личного дела, результатов деятельности ребенка (сочинения, рисунки и др.); анкетирование; методики диагностики воспитанности; методики изучения познавательных психических процессов (памяти, мышления и др.) и др.
Для составления и написания психолого-педагогической характеристики школьника можно использовать предложенную схему.
Схема психолого-педагогической характеристики личности:
- Общие сведения о школьнике (Ф.И., возраст, как давно учится в данном классе, степень адаптированности, школьная успеваемость, общая характеристика поведения);
- Физическое развитие и состояние здоровья;
- Социальная ситуация развития (доминирующая социальная роль, положение в семье, отношение к родителям и др. взрослым, отношения со сверстниками, отношение к требованиям школы, семьи, моральным нормам, характер самооценки и уровень притязаний).
- Направленность личности (интересы, склонности, идеалы, убеждения, ценностные установки).
- Характер учебной деятельности (отношение к школе и учебной деятельности, уровень обучаемости, учебная дисциплина, успеваемость, характер учебных трудностей);
- Психо-дииамические характеристики личности (экстраверсия -интроверсия, темп психической деятельности, эмоциональность, работоспособность, активность, уравновешенность и др.);
- Характер (самооценка, уровень тревожности, агрессивности, волевые черты характера (решительность, целенаправленность, самостоятельность и т.д.), отношение к себе, отношение к другим, отношение к труду, вредные привычки и др);
- Способности (особенности мышления, восприятия, специфика мнемических способностей, речевое развитие, характер воображения и т.д.);
- Общие психолого-педагогические выводы:
- Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, отсутствие навыков работы и др.).
- Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимися.
При выполнении 2 задания рекомендуется воспользоваться технологией организации воспитательных мероприятий, а также схемой анализа воспитательного дела.
Схема анализа воспитательного дела:
- Каково педагогическое обоснование целесообразности проведения данного воспитательного дела?
- Соответствовало ли содержание занятия поставленной цели, каковы развивающая и воспитательная ценность подобранного материала?
- Отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу?
- Все ли позиции подготовки дела нашли отражение в плане?
- Отвечал ли намеченной цели и требованиям уровень организации?
- Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами?
- Какие части дела удались лучше, почему?
- Выдержано ли воспитательное дело во времени, кто и почему срывал сроки?
- Был ли эффект новизны?
- Какова степень активности и отношения к данному делу учеников?
- Какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в деле, почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия?
- Соответствовали ли приемы и методы, использованные на занятии, возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса?
- Как повлияли индивидуальные особенности личности педагога (студента-практиканта) на качество подготовки проведения дела?
- В чем заключается педагогическая ценность проводимого воспитательного дела, отчего нужно отказаться и что нового ввести в следующие воспитательные дела?