Глава 2: Подготовка учащихся старших классов к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК

06.12.2021 0 Автор Julia Gulevich

Глава 2: Подготовка учащихся старших классов к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК

Авторы учебно-методических комплектов и отдельных пособий предлагают множество технологий подготовки к успешному написанию письма личного характера и эссе «Моё мнение». Ведущие отечественные и зарубежные педагоги, методисты используют как основу подготовки такие методики, как обучение в сотрудничестве, технологию развития критического мышления, проблемный подход в обучении, метод проектов, мозговой штурм и многие другие. Стратегии подготовки и присутствующие виды заданий также различаются как по своему количеству, так и по характеру. Помимо этого, не нужно забывать о современных технологиях, помогающих облегчить процесс подготовки: доступе к аудио-сопровождению и вебинарам, онлайн мастер-классам от составителей ЕГЭ и председателей региональных комиссий, как для учителей, так и для сдающих экзамен, онлайн-ресурсах, автопроверках по ключевым словам и пр.

Подготовка к Единому государственному экзамену по английскому языку должна начинаться уже на первой ступени общего образования, соответственно, учебно-методические комплекты должны соблюдать преемственность начального и основного и среднего общего образования в рамках ФГОС второго поколения. А поскольку следует ожидать обновления данного документа, английский язык как способ международной коммуникации может стать обязательным для изучения предметом. Кроме того, по новому стандарту образования иностранный язык планируется включить в перечень обязательных для сдачи предметов с 2022 года. Следовательно, одним из научно-методических решений данного вопроса является выбор УМК, обеспечивающего полноценную подготовку, содержащего стратегии и пошаговые инструкции, фразы и клише определенной тематики в рамках Федерального компонента.

В соответствии с тремя существующими способами или стратегиями подготовки к экзаменам (тренировка формата, ориентация на экзамен и обучение по ФГОС, или развитие компетенций), Р.П.Мильруд определены следующие компетенции для успеха на экзамене:

  1. Форматная компетенция. Знакомство с видами и типами заданий, их сложностью в соответствии с Общеевропейской шкалой.
  2. Тестовая компетенция. Знание форматов и умение выполнять задания различных видов экзаменов.
  3. Стратегическая компетенция. Способность реагировать в непредвиденных или незнакомых ситуациях.
  4. Коммуникативная компетенция.
  5. Этическая компетенция.

Поскольку формы и содержание контроля, рассмотренные в предыдущей главе, влияют на технологии обучения, в учебно-методических комплектах составители ориентируются на выбор деятельностного, коммуникативного характера урока, подбирают проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания.

На основе опросов на действующих и актуальных форумах сообществ учителей иностранных языков и данных Федерального перечня учебников на 2020-2021 учебный год мы составили список УМК для анализа. Основываясь на критериях оценивания и анализе типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе написания заданий раздела «Письмо», представленном в «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года» [17], нами были разработаны критерии оценивания УМК на предмет соответствия цели подготовки к написанию заданий 39 и 40 ЕГЭ по английскому языку.

Критериями оптимальной технологии подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку мы выделили следующие составляющие содержания УМК:

  • соответствие уровню B2 (Upper-Intermediate) по шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком;
  • соответствие предметного содержания речи и речевых умений кодификатору ЕГЭ;
  • развитие навыков критического мышления – наличие заданий и разделов, направленных на формирование и оценку умений решения проблемных ситуаций, важной компетенции для написания задания 40;
  • развитие речевых умений в разделе «Письмо», а именно умения письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя ясные аргументы и примеры;
  • культурологические знания о стране изучаемого языка как основа социокультурного подхода, рассматривающего язык в неразрывной связи с мышлением и образом жизни народа;
  • аутентичные тексты, содержащие информацию о культуре страны изучаемого языка;
  • наличие заданий, работающих на повышение мотивации перед выполнением заданий 39 и 40;
  • преемственность линейки УМК на всех уровнях обучения;
  • описание формата ЕГЭ;
  • описание экзаменационных стратегий для раздела «Письмо»;
  • комплекс тренировочных упражнений по формированию и развитию ключевых умений и навыков для написания задания 39, соответствие КИМ ЕГЭ;
  • комплекс тренировочных упражнений по формированию и развитию ключевых умений и навыков для написания задания 40, соответствие его КИМ ЕГЭ (2 варианта);
  • наличие рубрик «Реплики-клише»;
  • наличие рубрики самопроверки или предполагаемых письменных ответов, качество эталона;
  • полный практический тест в формате с заданиями раздела «Письмо»;
  • доступ к цифровым ресурсам – онлайн-тренажерам, онлайн-тестам и пр.;
  • доступ к LMS.

Следует пояснить, что для LMS является новейшим инструментом информатизации обучения. Learning Management System в широком смысле – это надежная платформа, которая включает в себя содержание курса, материалы в разных форматах и администрирование в одной удобной для пользователя онлайн-системе. Это позволяет учителям легко управлять классами и отслеживать прогресс своих учеников, выделяя сильные и слабые стороны для постоянного улучшения производительности. В некоторых значениях LMS сопоставим с термином система дистанционного обучения.