2.1 Анализ входящих в Федеральный перечень УМК пособий с точки зрения использования с целью подготовки к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку

06.12.2021 0 Автор Julia Gulevich

2.1 Анализ входящих в Федеральный перечень УМК пособий с точки зрения использования с целью подготовки к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку

2 марта 2021 года опубликован Приказ № 766 Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254″​(Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645).

Основываясь на анализе ответов опрошенных в сети учителей, занимающихся подготовкой учеников к сдаче экзамена в формате ЕГЭ, мы выбрали наиболее часто используемые учебные пособия на уровне среднего общего образования. В список вошли:

1) Английский язык. 10-11 класс. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. – Издательство «Русское слово» [10];

2) Звездный английский (Starlight). 10-11 класс. К. М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. – Группа компания «Просвещение» и “Express Publishing” [6];

3) Forward Plus. Английский язык. Углублённый уровень. 10-11 класс. Вербицкая М. В. – Вентана-Граф, Росучебник [7].

Согласно критериям оптимальной технологии подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку, выделенным нами в начале данной главы, мы провели анализ вышеупомянутых учебно-методических комплектов на предмет соответствия обозначенным критериям. Данные могут быть представлены в таблице:

Проведя анализ УМК по критериям, можно сделать выводы о том, что все три линейки обеспечивают преемственность изучения английского языка во 2-9 классах. В рамках межкультурного диалога очень важно формирование таких компетенций, как способности и готовности свободно общаться на языке. Все три пособия практикуют системно-деятельностный подход к обучению английскому языку, способствуют формированию компетенций действия, деятельности и опыта. Особо следует отметить аутентичные тексты и другие материалы, которые подобраны согласно возрастным особенностям и интересам учащихся.

Однако мы обнаружили некоторые недочеты в описании экзаменационных стратегий для раздела «Письмо», их несоответствие актуальному формату в УМК Английский язык авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и Звездный английский коллектива авторов К. М. Барановой, Д. Дули, В.В. Копыловой, Р. П. Мильруд, В. Эванс (Приложение 1). Данные пособия не предоставляют выпускникам актуальных стратегий по подготовки написания письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение», двух вариантов тем для написания. Объясняться это может тем, что УМК Forward – новая линейка УМК, предлагающая актуальную систему оптимизации подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ, соответствующую контрольно-измерительным материалам ЕГЭ 2020 года.

Следует отметить отсутствие полного практического теста во всех трех анализируемых УМК, однако данное обстоятельство компенсируется учителями-предметниками с помощью учебных пособий, содержащих примеры тестов в формате ЕГЭ, и демоверсий, находящихся в открытом доступе. Цифровые ресурсы к данным линейкам представлены в одинаковом объеме, однако качество электронной формы учебника «Английский язык» издательства «Русское слово» следует доработать на предмет интерактивных заданий.

Методическая помощь, обеспеченная издательствами и авторами данных учебно-методических комплектов, также представлена в разном объеме. Автор УМК Forward, Мария Валерьевна Вербицкая, активно проводит семинары как для выпускников, так и для учителей, публикует методические рекомендации для выпускников к успешной подготовке к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку [18, 20]. Что же касается методических материалов, относящихся к другим пособиям, их список в основном ограничивается рабочими программами и программами курса. М. В. Вербицкая также демонстрирует современный подход к контролю и оцениванию в УМК.

Возможность обучения с помощью LMS также не предусмотрена ни в одном из перечисленных УМК.

Следует отметить, что УМК, заявленные как пособия для классов с углубленным изучением английского языка, предполагают усвоение его лишь на уровне B1, или Upper-Intermediate. Для того чтобы успешно справиться со всеми видами заданий, входящих в контрольно-измерительные материалы работы, выпускнику необходимо привлекать дополнительные источники информации, изучать аутентичные статьи и издания, смотреть фильмы на английском языке, совершенствовать свои коммуникативные навыки в ходе общения с носителями языка, расширять свой кругозор по всем предметам учебного курса. Внимательно изучив контрольно-измерительные материалы и методические рекомендации, можно прийти к выводу, что во время экзамена часто встречаются лексические единицы и грамматические конструкции уровня B2 и реже уровня C1. Без сомнения, при написании задания высокого уровня сложности нужно учитывать, что в критериях к оцениванию данного задания также дается указание использовать лексику высокого уровня. Подводя итог, следует отметить, что УМК Forward Plus издательств Вентана-Граф и Росучебник соответствуют критериям оптимальной технологии подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку в большей мере, чем другие учебные линейки, входящие в Федеральный перечень учебников. Тем не менее, занимаясь по УМК «Английский язык» издательства «Русское слово» и «Звездный английский (Starlight)» группы компаний «Просвещение» и “Express Publishing”, при помощи дополнительных материалов и методических рекомендаций учитель сможет более качественно организовать подготовку выпускников к написанию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.