Введение

06.12.2021 0 Автор Julia Gulevich

Введение

Образовательный процесс строится на «трех китах», неотделимых и взаимосвязанных цели, содержания и контроля обучения. В современном мире школьникам приходится сталкиваться с одним из важных событий, завершающих пору обучения контролем всех видов речевой деятельности и способности оперировать лексикой в разнообразных ситуациях общения, владеть грамматическими, фонетическими, орфографическими навыками. Особую сложность представляет формат работы, с которой сталкиваются выпускники, и подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку требует от учеников старших классов систематической и последовательной подготовки. С данной целью ведущие издательства Российской Федерации и англоговорящего мира

Вильгельм фон Гумбольдт предложил идею языкового мировидения, которая развилась в самостоятельную дисциплину – идею языковой коммуникации. Он утверждал, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия». В своей идее он подчеркивал, что язык является не столько средством обозначения одного и того же понятия, концепта, но и различным видением одного и того же понятия. Перед учителем иностранного языка сегодня стоит глобальная цель – научить отличию материальной и духовной культуры другого народа через обучение языку. Задания раздела «Письмо» Единого государственного экзамена нацелены на проверку продуктивных видов деятельности, что является ключевой задачей обучения иностранному языку для развития речевой иноязычной компетенции.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что уровень сформированности  навыков письменной речи у выпускников ниже, чем других видов деятельности. Данные Федерального института педагогических измерений о результатах выполнения заданий четырех разделов ЕГЭ по английскому языку за 2020 год свидетельствуют о том, что раздел «Письмо» выполняется участниками экзамена хуже (62, 6%), чем задания других разделов – «Аудирование» (72,4%), «Чтение»  (76,0%), «Грамматика и Лексика» (72,5%) и «Устная часть» (71,8%) [17]. Кроме того, личностно-ориентированный подход как одна из важнейших технологий современной педагогики, а также Федеральный государственный стандарт второго поколения по иностранным языкам среди результатов освоения основной образовательной программы ставит задачу воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих коммуникативными способностями и умениями выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного выполнения коммуникативного задания. Именно на проверку этих навыков нацелено задания 39 и 40 письменной части ЕГЭ по иностранному языку.

Целью данной работы является изучение существующих технологий подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» Единого государственного экзамена по английскому языку, предложенных существующими учебно-методическими комплектами, и формулировка методических рекомендаций по подготовке к активизации продуктивных видов речевой деятельности у выпускников.  Для достижения данной цели нами были сформулированы следующие задачи

  1. Рассмотреть сущность продуктивных видов речевой деятельности и современные технологии их активизации.
  2. Изучить особенности продуктивных заданий и систему оценивания раздела «Письмо», предусмотренную контрольно-измерительными материалами (КИМ) ЕГЭ по английскому языку.
  3. Определить роль заданий с развернутым ответом в структуре КИМ ЕГЭ по английскому языку и отличие критериально-нормативного оценивания заданий раздела «Письмо».
  4. Проанализировать входящие в Федеральный перечень УМК и зарубежные пособия с точки зрения использования для подготовки к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.
  5. Разработать методические рекомендации для обучающихся 11 классов, планирующих сдавать ЕГЭ по английскому языку в 2021 году с учетом полученных результатов сравнительного анализа УМК.

Для решения поставленных задач в курсовой работе основными методом исследования являются общетеоретические методы педагогических исследований – анализ, сравнение, а также эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, рейтинг. 

Объектом исследования являются технологии обучения продуктивным видам речевой деятельности в иноязычном школьном образовании, в то время как предметом настоящей работы выступают существующие учебно-методические комплекты по подготовке написания заданий раздела «Письмо» Единого государственного экзамена.

Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута гипотеза: «Если в ходе обучения иностранному языку на старшем этапе и для подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранным языкам использовать наиболее адекватные и современные технологии, предложенные в существующих УМК, а также познакомить учеников с критериями оценивания таких зданий, учащиеся смогут своевременно восполнить существующие пробелы, скорректировать собственную деятельность по подготовке и успешно выполнить задание на проверку продуктивных видов речевой деятельности». Согласно данной гипотезе мы провели исследовательскую деятельность с целью внедрения ее результатов в дальнейшие перспективы исследования темы.

Практической значимостью данной работы будут являться выработка методических рекомендаций для педагогов по использованию современных УМК для подготовки выпускников к успешному написанию заданий 39 и 40 раздела «Письмо» и в результате формирование речевой компетенции у обучающихся как основной цели иноязычного образования.

Теоретико-методологической основой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных педагогов – M. Canale [2], И.А. Зимней [9], Н. Д. Гальсковой [8], Р.П. Мильруд [11] и др. Важность формирования иноязычной коммуникативной компетенции особо отмечается в трудах перечисленных педагогов. Выдающийся российский лингвист, методист и педагог, Ростислав Петрович Мильруд, автор таких УМК как Starlight, «Звездный Английский», пособий «ЕГЭ. Английский язык», «Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе», в своих методических разработках особую роль отводил заданиям и упражнениям для подготовки учащихся к самостоятельному развёрнутому письменному высказыванию с рассуждением [6, 11:25].

Также в качестве теоретико-методологического материала нами были использованы официальные документы – Стандарт основного общего образования по иностранному языку второго поколения [13, 14], Методические рекомендации для председателей и членов предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года [17].

Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава описывает основные теоретические вопросы, дает определение технология, в частности обращает внимание на технологию активизации продуктивных видов деятельности; в первой главе также рассматривается содержание и структура КИМ ЕГЭ по английскому языку, делается акцент на задания 39 и 40 письменной части. Во второй главе предпринята попытка провести анализ УМК, входящих и не входящих в Федеральный перечень учебников РФ, и технологий, используемых авторами для подготовки выпускников к написанию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ, а также  приводятся дополнительных методические рекомендации для создания условий для успешной подготовки к таким заданиям. В заключение дается краткое изложение общих теоретических и практических результатов исследования и описывается перспектива дальнейшей работы с данными.