1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- Введение
- Глава 1: Технологии активизации продуктивных речевых умений на уроках английского языка
- 1.1 Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку в школе
- 1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- 1.3 Особенности продуктивных заданий и система оценивания раздела «Письмо» в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- Выводы по главе 1
- Глава 2: Подготовка учащихся старших классов к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК
- Выводы по главе 2
1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку
Содержание КИМ определяется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) [19].
При разработке КИМ ЕГЭ также учитываются:
- Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы [14].
- Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков [15].
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка [16].
- Спецификация КИМ ЕГЭ по иностранным языкам 2021 г [19].
Документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года:
— кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена;
— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена [19].
Необходимо отметить, что в данном варианте Единый государственный экзамен сохранен с 2020 года, какие-либо изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют в 2021 году, что говорит о том, что на данный момент ЕГЭ по английскому языку зарекомендовал себя как целостная и органичная структура, не требующая каких-либо изменений.
Роль заданий с развернутым вариантом ответа в структуре ЕГЭ по иностранным языкам достаточно велика. Все разделы экзаменационной работы, а именно аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо и говорение, оцениваются соответственно по 20 баллов каждый. Особенностями продуктивных видов заданий являются:
— тематика, которая соответствует кодификатору, который определяется ФК ГОС 2004г.;
— формат, соответствующий требованиям Федерального компонента;
— формулировки заданий, соответствующие уровням сложности: задание 39 – базовый уровень, задание 40 – высокий уровень;
— оценивание по критериям с применением дополнительных схем оценивания.
К проверяемым умениям в заданиям с развернутым ответом относятся следующие:
- Письмо личного характера – давать развернутое сообщение (ответы на вопросы), запрашивать информацию, адекватно использовать языковые средства, соблюдать нормы вежливости, принятые в странах изучаемого языка, соблюдать формат неофициального письма.
- Развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Моё мнение» – высказывать свое и противоположное мнение; приводить аргументы и контраргументы, доказательства, примеры; делать вывод; последовательно и логически правильно строить высказывание; использовать соответствующие средства логической связи; правильно оформлять высказывание стилистически в соответствии с поставленной задачей; употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно.
В 2019 году в структуре ЕГЭ по английскому языку появились изменения, касающиеся раздела «Письмо», а именно задания 40 – задания для развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения. С одной стороны, выпускники получили выбор – вместо одной темы в задании предложено две темы на выбор, что расширяет возможности участника экзамены, по которой у него больше накоплен лексический материал, в которой он себя чувствует увереннее и свободнее, которая ему ближе. С другой стороны, возникает некая психологическая трудность, с которой педагогу необходимо иметь дело при подготовке, — проблема выбора темы и способности придерживаться данной темы до конца. Говоря о выборе темы, мы можем говорить о метапредметном умении сделать правильный выбор, немаловажном результате обучения в соответствии с ФГОС второго поколения.
Второй важной установкой, претерпевшей изменения в 2019 году, стал пункт, включающий в себя информацию о вступлении, которое необходимо перефразировать (make an introduction paraphrasing the problem).