1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку

06.12.2021 0 Автор Julia Gulevich

1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку

Содержание КИМ определяется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) [19].

При разработке КИМ ЕГЭ также учитываются:

  • Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы [14].
  • Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков [15].
  • Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка [16].
  • Спецификация КИМ ЕГЭ по иностранным языкам 2021 г [19].

Документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года:

— кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена;

— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;

— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена [19].

Необходимо отметить, что в данном варианте Единый государственный экзамен сохранен с 2020 года, какие-либо изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют в 2021 году, что говорит о том, что на данный момент ЕГЭ по английскому языку зарекомендовал себя как целостная и органичная структура, не требующая каких-либо изменений.

Роль заданий с развернутым вариантом ответа в структуре ЕГЭ по иностранным языкам достаточно велика. Все разделы экзаменационной работы, а именно аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо и говорение, оцениваются соответственно по 20 баллов каждый. Особенностями продуктивных видов заданий являются:

— тематика, которая соответствует кодификатору, который определяется ФК ГОС 2004г.;

— формат, соответствующий требованиям Федерального компонента;

— формулировки заданий, соответствующие уровням сложности: задание 39 – базовый уровень, задание 40 – высокий уровень;

— оценивание по критериям с применением дополнительных схем оценивания.

К проверяемым умениям в заданиям с развернутым ответом относятся следующие:

  • Письмо личного характера – давать развернутое сообщение (ответы на вопросы), запрашивать информацию, адекватно использовать языковые средства, соблюдать нормы вежливости, принятые в странах изучаемого языка, соблюдать формат неофициального письма.
  • Развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Моё мнение» – высказывать свое и противоположное мнение; приводить аргументы и контраргументы, доказательства, примеры; делать вывод;  последовательно и логически правильно строить высказывание;  использовать соответствующие средства логической связи; правильно оформлять высказывание стилистически в соответствии с поставленной задачей; употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно.

В 2019 году в структуре ЕГЭ по английскому языку появились изменения, касающиеся раздела «Письмо», а именно задания 40 – задания для развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения. С одной стороны, выпускники получили выбор – вместо одной темы в задании предложено две темы на выбор, что расширяет возможности участника экзамены, по которой у него больше накоплен лексический материал, в которой он себя чувствует увереннее и свободнее, которая ему ближе. С другой стороны, возникает некая психологическая трудность, с которой педагогу необходимо иметь дело при подготовке, — проблема выбора темы и способности придерживаться данной темы до конца.  Говоря о выборе темы, мы можем говорить о метапредметном умении сделать правильный выбор, немаловажном результате обучения в соответствии с ФГОС второго поколения. 

Второй важной установкой, претерпевшей изменения в 2019 году, стал пункт, включающий в себя информацию о вступлении, которое необходимо перефразировать (make an introduction paraphrasing the problem).