2.2 Анализ пособий зарубежного издательства для подготовки и написания раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку
- Введение
- Глава 1: Технологии активизации продуктивных речевых умений на уроках английского языка
- 1.1 Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку в школе
- 1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- 1.3 Особенности продуктивных заданий и система оценивания раздела «Письмо» в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- Выводы по главе 1
- Глава 2: Подготовка учащихся старших классов к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК
- Выводы по главе 2
2.2 Анализ пособий зарубежного издательства для подготовки и написания раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку
Уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией по Федеральному государственному стандарту второго поколения должен достигать уровня B1 или Upper-Intermediate по Общеевропейской шкале. Многие проводят параллели между форматами ЕГЭ и «B2 First» (ранее известным как “Cambridge English: First (FCE)”), наиболее схожими по структуре и требуемому уровню владения языком. «B2 First» является одним из международных экзаменов, пользующихся наибольшей популярностью среди образовательных учреждений и предприятий для бизнеса по всему миру. Одним из ожидаемых результатов обучения иностранным языкам в процессе среднего общего образования ФГОС предполагает развитие социокультурной компетенции, которая подразумевает знание речевого поведения носителей изучаемого языка и национально-культурных особенностей страны, в том числе этикета, и использование таких знаний в процессе межкультурного общения. Совместно с зарубежными издательствами многие отечественные методисты разрабатывают пособия по подготовке, используя давно выработанную технологию подготовки к такого рода экзаменам. Согласно опросу учителей-предметников, самым мощным ресурсом подготовки к Единому государственному экзамену большинство признаеи линейку пособий издательства Macmillan Exam Skills for Russia. Как утверждает М.В. Вербицкая, «бесспорным преимуществом серии Macmillan Exam Skills for Russia является то, что в ней представлены аутентичные тексты и задания, обучающие разным коммуникативным стратегиям, а значит – обеспечивающие успех и на ЕГЭ, и в реальной коммуникации».
Проведя компонентный анализ данной линейки пособий, мы отметили, во-первых, что пособия имеют более узкую направленность, что неудивительно. Линейка пособий начинается с серии учебных пособий для подготовки к ГИА по английскому языку: грамматика и лексика, уровни A2, B1; завершает подготовку к ГИА сборник тестов для подготовки к государственной итоговой аттестации. Продолжает линейку после предположительной успешной сдачи ОГЭ учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, части «Аудирование и говорение», и «Чтение и письмо». Заявленный уровень повышается до B2. Таким образом, сохраняется преемственность пособий и, что отмечалось ранее, культурологические знания о стране изучаемого языка как основа социокультурного подхода, рассматривающего язык в неразрывной связи с мышлением и образом жизни народа, предоставляются в полной мере через аутентичные тексты и аудиозаписи.
Остановимся подробнее на последнем издании «Macmillan Exam Skills for Russia. ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка» [4]. Поскольку линейка учебных пособий, краткое описание которой дано в предыдущем абзаце, предполагает начало подготовки учащихся задолго до старшей ступени обучения, издательство выпускает вышеупомянутый УМК. Он идеально подходит для компактной по времени, последовательной и комплексной отработки языковых умений и навыков, экзаменационных стратегий, и необходимым для успешного преодоления испытания в форме ЕГЭ.
Следует отметить, что учебное пособие «ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка» отвечает следующим критериям, описанным нами начале данной главы:
- содержит полное описание формата экзамена, с подробным разбором каждой части, завершающееся тестом для выпускника, где он должен проверить свои знания на данную тему;
- информацию обо всех заданиях, их уровнях и критериях оценивания;
- комплекс упражнений для тренировки отдельных микроумений;
- экзаменационные стратегии, предшествующие каждому подразделу подготовки к выполнению задания (рублика Remember на полях);
- реплики-клише, дающиеся по мере освоения компетенций и отрабатываемые в упражнениях;
- один полный тест в формате экзамена;
- примеры устных ответов, аудиосопровождение на сайте;
- образцы выполнения письменных работ, несколько вариантов всех абзацев задания 39 и 40;
- ответы, содержащиеся в конце учебного пособия;
- код доступа к интернет-ресурсу;
- LMS на сайте с возможностью создания виртуального класса, мониторинга работы учащихся и проверки выполнения заданий.
На базе данного УМК возможно организовать и развитие навыков критического мышления – присутствуют задания, направленные на формирование и оценку умений решения проблемных ситуаций, при подготовке группы выпускников возможно организация работы в парах, группах. Ориентируясь на современные тенденции в образовании, возможно обучение по данному УМК по моделям «Перевернутый класс» с просмотром видео-инструкций на сайте и обсуждением выполненных дома заданий; другим вариантом работы может выступать «Работа по зонам», когда ученики тренируют гибкость мышления, переходя от одного раздела ЕГЭ к другому. И наконец, данное пособие является универсальным и для самостоятельной подготовки к сдаче итоговой аттестации, поскольку содержит всю необходимую для этого информацию, инструкции и эталонные ответы.
Еще одной особенностью данной линейки является то, что каждое пособие сопровождается видео- и аудио-файлами, инструкциями, вебинарами для каждой возрастной группы.
В ходе вебинаров, опубликованных на сайте в разделе «5 шагов к успеху на ЕГЭ», методисты обращают внимание на важные моменты, которые необходимо учесть при выполнении тех или иных разделов ЕГЭ. Так, в части, посвященной разделу «Письмо» освещаются такие ключевые моменты, как собственные вопросы и ответы на вопросы друга по переписке, ведущий обращает внимание и на логику повествования, на последовательность, а также многое другое для того, чтобы выпускник мог набрать максимальные 6 баллов.
Во второй части видео методист помимо особенностей стиля, логических связок, особенностей языкового оформления высказывания обращает внимание на перифраз и его правила во вступлении, о чем не рассказывается в УМК ФПУ, на предпочтительность заведомо слабого контраргумента, который позволит участнику ЕГЭ показать выигрышность своего мнения в последующем. Такие вебинары, как и видео-конференции от создателя серии пособий Macmillan по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ М.В. Вербицкой, освещают сложные моменты доступным языком, резюмируют ключевые компетенции, которыми должен владеть выпускник и применять в той или иной части экзамена, а также способствуют повышению уровня уверенности участников в собственных силах.