2.3 Дополнительные методические рекомендации по подготовке старших школьников к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку
- Введение
- Глава 1: Технологии активизации продуктивных речевых умений на уроках английского языка
- 1.1 Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку в школе
- 1.2 Структура и содержание КИМ ЕГЭ по английскому языку в 2021 году. Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- 1.3 Особенности продуктивных заданий и система оценивания раздела «Письмо» в КИМ ЕГЭ по английскому языку
- Выводы по главе 1
- Глава 2: Подготовка учащихся старших классов к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК
- Выводы по главе 2
2.3 Дополнительные методические рекомендации по подготовке старших школьников к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку
Результаты 2020 года говорят о том, что повысился процент выпускников, справившихся с заданиями 39 и 40. В том время как результаты в написании участниками ЕГЭ задания «Личное письмо» всегда находятся на сравнительно высоком уровне (78,2% по критерию «Решение коммуникативной задачи»), то с заданием 40 выпускники справляются значительно хуже. В прошлом учебном году были отмечены значительно худшие результаты выполнения задания 40, являющегося заданием высокого уровня сложности, средний процент его выполнения составил 57,9% по критерию «РКЗ». В соответствии с проведенными исследованиями, анализом методической литературы и рекомендаций, предоставленных Федеральным институтом педагогических измерений, мы составили список рекомендаций для педагогов по совершенствованию технологии подготовки выпускников к написанию заданий 39 и 40 раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку:
1. При обучении написанию заданий 39 и 40 раздела «Письмо» ЕГЭ особое внимание уделяйте обсуждению написанных заданий форматов 39 и 40, обычно выполняемых в качестве домашней работы. Предварительно обсудите стратегии выполнения каждого задания, разработайте памятки, к которым ученики смогут вернуться дома и которые смогут облегчить запоминание алгоритма выполнения заданий.
2. Если группа учащихся большая, возможно включение в памятки листов самопроверки, содержащие примеры эталонных работ, реплики-клише.
3. Объясните алгоритм подсчета слов в заданиях письменной части и ограничьте написание личного письма 90-154 словами, эссе 180-275. В ходе написания заданий во время ЕГЭ участникам часто не хватает времени для подсчета слов, что становится фатальным и приводит к обнулению работ.
4. Разберите дополнительные схемы оценивания для экспертов предметной комиссии (Приложение 2), обсудите каждый аспект, чтобы предотвратить недочеты.
5. Перед написанием задания 40 выпускниками обсудите все стилевые ошибки. Выделяют 4 типа стилистических ошибок:
- риторические вопросы;
- разговорные выражения и конструкции типа Let’s … (Let us и Let me считаем как нейтральный стиль);
- сниженная лексика типа folks (people);
- стяженные (краткие) формы: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like… (исключение: needn’t).
6. Заранее предостерегите учащихся от подметны формата эссе «Мое мнение» на «За и против». Акцентируйте это каждый раз при написании письма.
7. В задании 40 во вступлении необходимо обратить внимание на то, что согласно инструкции следует перефразировать предложенную тему и показать ее проблемный характер. В дополнительных критериях даны четкие указания, что перифраз не означает замены одного слова, нужно заменить грамматическую конструкцию и, по крайней мере, 2 слова.
8. Одной из типичных ошибок при написании 2 абзаца задания 40 являлось неправильная / неточная формулировка собственного мнения, либо не указание того, что это мнение самого автора эссе. Обратите на этот факт внимание, определите фразы-клише для выражения собственного мнения.
9. Учащиеся не должны забывать подкреплять свои мнения весомыми аргументами. Двух аргументов достаточно, это прописано в дополнительной схеме оценивания. Часто при переизбытке аргументов во втором абзаце остается неполным абзац 4.
10. Противоположную точку зрения нужно формулировать четко, однако лучше давать слабый, но ясный и бесспорный аргумент. Достаточно 1 аргумента для данного пункта.
11. Ключевой ошибкой выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку в прошлом учебном году, являлась несостоятельность в формулировке контраргумента на предложенное противоположное мнение. Не нужно повторять аргументы из аспекта 2 или приводить новый аргумент, не опровергающий позицию, противоположную позиции автора. Разберите несколько примеров удачных контраргументов.
12. Наконец, заключение не должно состоять из одного простого предложения. Предложение может быть одно, НО сложное, развернутое, распространенное.
К ошибкам при написании заключения можно отнести:
- подмена формата заключения письменного высказывания «Мое мнение» на формат «За и против», следует четко повторить свою позицию, высказанную в аспекте 2;
- представление противоположных точек зрения, своей и мнения других, с указанием того, что вопрос остается дискуссионным.
13. Советуем проанализировать рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературыот ФИПИ [21].